nosikot (nosikot) wrote,
nosikot
nosikot

Categories:

Паровые катапульты на авианосцах


Подготовка к старту F-18 с помощью паровой катапульты

Это не пост о паровых катапультах - про них много и так написано! Просто в комментах один камрад высказал мнение, что вот, мол, паровые катапульты устанавливают только на атомных авианосцах. Это, естественно, не так (атомоходы, правда, имеют преимущества - большая паропроизводительность позволяет осуществлять взлет авиагрупп быстрее и без потери мощности/скорости), но я решил посчитать - а сколько вообще авианесущих кораблей оборудовано подобными устройствами?
Причина их появления понятна - рост массы и взлетных скоростей палубных самолетов в реактивную эру - естественный старт стал просто невозможен (даже с наклонной палубы), а мощность имевшихся гидравлических катапульт недостаточна.
Как часто бывает, особенно на флоте первопроходцами выступили британцы, установив первую экспериментальную паровую катапульту на авианосец "Персей" (типа "Колоссус") в 1950 году - XBS1. С угловой палубой, кстати, тоже они были первыми - на "Триумфе". Новинку заметили американцы и забрали в 1952 году "Персея" себе - на испытания (я так "Волгу" с роторным движком на ГАЗе и УАЗ с дизелем брал, лет 20 назад...).


"Персей" с экспериментальной паровой катапультой

Американцы поняли, что дело хорошее и начали оборудовать паровыми катапультами (сначала британскими, потом лицензионными - C11) авианосцы военных лет постройки в ходе модернизации - типа "Эссекс" (7 кораблей, по 2 агрегата) в 1954-55 гг ("Орискани" в 1959 году) и типа "Мидуэй" (3 корабля, по 2 агрегата, "Корал Си" получил 3) в 1956-57 гг ("Корал Си" в 1960 году), в 1966 году на "Мидуэй" заменили катапульты более мощными (C13).
Добавлю, что установка машин для паровых катапульт увеличивала в/и кораблей на 2.500-3.500т.


Схема действия паровой катапульты (с китайского сайта, кстати...)

Разумеется паровые катапульты устанавливались и на новые (еще не атомные!) авианосцы типа "Форрестолл" (4 единицы, первые два по паре катапульт С7 и С11, следующие два - по 4 агрегата С7), построенные в 1955-59 гг, "Китти Хок" (4 единицы, по 4 агрегата С13), построенные в 1961-69гг.
На УДК американцы катапульты не ставят (как и трамплины), предпочитая использовать "Харриеры" с плоской ВПП с укороченным взлетом и короткой посадкой.
Паровые катапульты ставились и на атомные авианосцы - "Энтерпрайз" (4 С13), построенный в 1961 году и типа "Нимиц" (10 единиц, 4 агрегата С13), построенные в 1975-2009гг.
Т.о. на 18 авианосцах с обычной ГЭУ американцы установили 53 паровых катапульты, а на 11 атомных - 44.


Схема ВПП авианосца типа "Нимиц" - 4 катапульты

Вернемся к британцам - с "Персея" катапульту сняли после возвращения из США и переоборудовали как транспорт. Но на другие авианосцы своих многочисленных типов британцы катапульты ставили (все военной постройки или начаты в войну):
"Викториос" получил 2 катапульты BS4 в 1957 году
"Арк Ройял" получил паровые катапульты (2) при постройке в 1955 году, однотипный "Игл" - при модернизации в 1964 году, в 1970 году оба корабля получили по дополнительному агрегату (большей мощности - BS5, остальные дооборудованы до этих ТТХ).
"Гермес" получил пару катапульт при постройке в 1959 году (в 1971 году их сняли при переоборудовании корабля в десантный вертолетоносец, потом в вертолетоносец ПЛО, а в 1981 году получил трамплин; в 1987 году продан Индии, как "Вираат"), "Центавр" получил свою пару катапульт при модернизации в 1960 году.
Т.о. британцы для себя поставили на 6 кораблей 11 агрегатов (8 - BS4).


Катапульты "Арк Ройяла"

Но, кроме того, британцы активно торговали авианосцами после войны (помимо упоминавшегося уже "Гермеса") - 4 типа "Колоссус" и 5 типа "Маджестик", нек-рые перепродавались. На часть из них устанавливались паровые катапульты:
"Венерабл" (типа "Колоссус") в 1948 году перешел к Нидерландам ("Карел Доорман"), в 1958 году получил одну паровую катапульту, а в 1968 году (после пожара) перепродан Аргентине ("25 мая")
"Венжанс" (типа "Колоссус") в 1953-55 побыл в ВМС Австралии (под своим именем), в 1956 году перепродан Бразилии ("Минас Жерайс") и в 1960 году получил катапульту
"Маджестик" (своего типа) был достроен в 1955 году для Австралии ("Мельбурн") с одной паровой катапультой
"Пауэрфул" (типа "Маджестик") достроен для Канады ("Бонавентур") в 1957 году с паровой катапультой
"Геркулес" (типа "Маджестик") достроен для Индии ("Викрант") в 1961 году с паровой катапультой
Всего 5 кораблей, каждый с одним агрегатом (BS4)


"Викрант" с одной катапультой

Франция построила 3 авианосца с паровыми катапультами:
Два с обычной ГЭУ (типа "Клемансо") построены в 1961-63 гг с парой катапульт (BS5) каждый, "Фош" в 2000 году продан Бразилии ("Сан-Паоло")
Один атомный "Шарль де Голль" построен в 2001 году с двумя американскими катапультами С13


"Шарль де Голль" с двумя американскими катапультами

Итого:
Паровые катапульты получили:
31 авианосец с обычной энергетикой (15 при постройке, остальные при модернизации), всего установлено (без замен) 73 агрегата
12 атомных авианосцев, 46 агрегатов
Сейчас авианосцы с паровыми катапультами не строятся - новые американские получат электромагнитные, позволяющие, в т.ч., оперировать в высоких широтах. Есть, правда, сведения о строительстве китайского авианосца - но неясные и непонятно какого типа там будет агрегат. Остальные довольствуются трамплином.
Напоследок напомню, что на нашем атомном "Ульяновске" предполагалось установить две паровые катапульты (и трамплин - полный илиотизм!), агрегат проходил испытания (неоконченные) в Крыму...


Схема авианосца "Ульяновск", с двумя катапультами и трамплином...

Tags: ВиВТ, техническое, флот
Subscribe
promo nosikot may 2, 2015 21:01 161
Buy for 100 tokens
Год назад бандеровские зомби зверски сожгли заживо в доме профосоюзов в Одессе русских людей - официально число жертв 42, но есть данные, что их гораздо больше. В качестве "пехоты" бандеровцы использовали футбольных фанатов - оч. грамотное решение - эту тупую, агрессивную, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments