Для испытаний катапультного кресла иранцы установили переднюю часть F-5 на Ту-154
Продолжение справочника "Боевые реактивные самолеты".
До этого было:
Швеция - http://nosikot.livejournal.com/1260
Испания - http://nosikot.livejournal.com/1265
Голландия - http://nosikot.livejournal.com/1268
Румыния - http://nosikot.livejournal.com/1271
Югославия - http://nosikot.livejournal.com/1273
Чехия - http://nosikot.livejournal.com/1278
Польша - http://nosikot.livejournal.com/1269
Швейцария - http://nosikot.livejournal.com/1282
Германия, Часть 1 - http://nosikot.livejournal.com/1285
Германия, Часть 2 - http://nosikot.livejournal.com/1298
Италия, Часть 1 - http://nosikot.livejournal.com/1305
Италия, Часть 2 - http://nosikot.livejournal.com/1307
Израиль - http://nosikot.livejournal.com/1313
Франция, Часть 1 - http://nosikot.livejournal.com/1322406.h
Франция, Часть 2 - http://nosikot.livejournal.com/1331516.h
Франция, Часть 3 - http://nosikot.livejournal.com/1338524.h
Британия, Часть 1 - http://nosikot.livejournal.com/1342505.h
Британия, Часть 2 - http://nosikot.livejournal.com/1344111.h
Британия, Часть 3 - http://nosikot.livejournal.com/1345871.h
Британия, Часть 4 - http://nosikot.livejournal.com/1347458.h
Британия, Часть 5 - http://nosikot.livejournal.com/1349417.h
Лицензионное производство в Европе и Средиземноморье - http://nosikot.livejournal.com/1318
Двигаемся дальше в Азию, продолжим с Ирана:
При шахе ВВС Ирана обильно снабжались американцами (в частности страна стала единственным иностранным покупателем истребителя F-14) и особой нужды в развитии собственного авиапрома не испытывала. Ситуация изменилась после исламской революции - Америка перстала быть иранским арсеналом. Но "помог" бывший враг - Ирак - во время Войны в Заливе часть его самолетов перелетела в Иран и была реквизирована местными ВВС. Незначительные поставки авиатехники на рубеже 80-90-х годов происходили из России/СССР и Китая, но потом и этот ручеек иссяк - американцы довольно эффективно применяют санкции против компаний сотрудничающих с их противниками, а наши олухи даже не могут выстроить простейшие организационные парирующие схемы...
Так что стране пришлось браться за дело самой (участие иностранных специалистов в проектах официально не подтверждается!). Самые большие проблемы, как обычно бывает в подобных случаях - двигатели...
Посмотрим, что получается:
1) Оуджи "Тазарв"
Этот УБС создан в 2002 году. Двигатель - Дженерал Электрик J85 (из запасов). Планер - полностью из композитных материалов и пластика. Производство началось в 2005 году, сообщается, что заказано 25 самолетов. Оценочно, на сегодняшний день выпущено 10 "Тазарвов".
Скорость до 650 км/ч, макс.взлетный вес 4 т, потолок 11.600м, вооружение - н/д
2) HESA "Саеге"
Этот легкий истребитель создан в 2004 году на базе американского F-5E и его иранской нелицензионной версии "Азаракх" (на рубеже 90-0-х годов выпущено больше 10 самолетов, производство остановлено, будут учтены в американском томе). 2 двигателя (вероятно американские J85 из запасов). Сообщалось о наличии РЛС иранской разработки. Внешние отличия от F-5E - V-образное хвостовое оперение. В производстве с 2007 года, выпущено (оценка) 12 "Саеге", производство продолжается (план - 24 машины).
Скорость до 1.700 км/ч, макс.взлетный вес 9 т, потолок 16.000м, вооружение 2 пушки (20-мм), до 3,2 т боевой нагрузки
3) "Каррар"
Этот ударный беспилотник создан в 2009 году. Двигатель - "Тулу", иранская версия французского "Микротурбо". Предположительно в производстве с 2010 года, выпущено около 10 "Карраров".
Скорость до 900 км/ч, макс.взлетный вес н/д, потолок н/д, вооружение до 0,5 т боевой нагрузки
К презентации иранского истребителя "5-го поколения" "Кахер-313" многие отнеслись скептически, но потом были продемонстрированы видеозаписи его полета (предположен полет уменьшенной модели-беспилотника)...
Таким образом Иран предпринимает разнообразные усилия по организации самостоятельной разработки и производства боевых реактивных самолетов. Результат количественно можно оценить в 32 единицы (+ 10 нелицензионных копий F-5E). Продолжается разработка перспективного истребителя "Шафаг". О малейших своих успехах (к-рые, несомненно, имеются!) в создании собственного ВиВТ персы сообщают, скажем так, иногда даже преждевременно...
Следующий "ход" - Пакистан.
Journal information