nosikot (nosikot) wrote,
nosikot
nosikot

Вести из Чили



В заМКАДье, на юго-запад, далеко, есть Латинская Америка, в ней есть Чили (не перец, страна такая!). Из детства сразу всплывает стишок про Чили: "я с..ть хочу, но с..ть не стану, свободу дайте Карвалану!". Это о душещипательной истории (а-ля мексиканские сериалы) о трех закадыках - Альенде, Карвалане и Пиночете, к-рые поссорились из-за какой-то ерунды - чи капитализм/чи социализм и начали друг дружку душить. Хотя сейчас, в Эрефии, всем уже ясно - капитализм рулит - быстрее него никто русским не загеноцидит и не ввергнет мир в ад социал-дарвинизма и потребл..ства!
Недавно Чили даже подала заявку на членство в 1-м мире - "золотом миллиарде" - путем спасения попавших в завал шахтеров. Об это я писал тут: http://nosikot.livejournal.com/3728.html
Но сейчас не об этом. В Чили живет мой друг - Олег Ясинский - идеалист и оч. хороший человек. Я сам бы пожил (был только проездом - на о-в Пасхи) там недельку-другую - в Винья-дель-Мар, но потом точно бы спился с тоски! Но Олег мужик кремневый - живет там и пытается вникнуть в котопашение (среднее между котом и копошением) жизни на том краю Земли. На днях от него пришли новости/размышления, к-рые я и представляю:

ВОССТАНИЕ ПИНГВИНОВ И НЕ ТОЛЬКО. ЧАСТЬ 2.


Если у вас в руках кастрюля или крышка кастрюли, или сковородка или любая другая небьющаяся посуда, пригодная для создания классической уличной какофонии, представляющей собой что-то среднее между психоделическим ритмом открытия съезда всех барабанов всех шаманов всей Амазонии и заключительными аккордами концерта тяжелого рока; если вы чувствуете как эта ваша кастрюля или сковородка превращается в скрипку, из которой льется музыка революции, в сопровождении множества таких же других инструментов, звучащих с крыш, балконов, террас, тротуаров и проезжающих мимо автомобилей… и потом вы видите, что весь транспорт останавливается, потому что соседи-музыканты с кастрюлями и скороварками начинают занимать улицы и площади, несмотря на то что уже 10 вечера и завтра рабочий день, и ветер с Анд дает понять, что температура приближается к нулевой отметке, несмотря на все угрозы и призывы властей к благоразумию и несмотря на телевизионную хронику от том как улицы чилийских городов целый день активно поливаются водой из водометов и продуваются слезоточивым газом… Если мир, вас окружающий, соответствует этому краткому описанию и вокруг вас – впервые за столько времени сообщнические улыбки стольких других, совершенно вам незнакомых и совершенно на вас похожих, и взгляды и улыбки и рвущиеся из кастрюль ноты встречаются и может быть эта любовь площадей и есть высшая форма человеческой любви – значит вы в Сантьяго вечером 4 августа 2011 года и участвуете в первом за последние 23 года «кастрюльном бунте» (судя по возрасту половины участников – для них от тоже первый). В последние годы диктатуры Пиночета «кастрюльные бунты» являлись одной из распространенных форм социального протеста и важной составляющей в организации кампаний гражданского неповиновения.

Вчера президент Чили, успешный предприниматель и член одной из 4 богатейших семей страны, Себастьян Пиньера, заявил ее жителям, что «у всего есть предел». Это неправда. Высокомерию и непрофессионализму его правительства нет предела. В тот же день независимый опрос общественного мнения показал, что президент пользуется поддержкой всего 26% граждан. Всего 10 месяцев назад по окончанию прекрасно организованного медийного шоу под названием «33 чилийских шахтера», его поддержка составляла почти 63%. Нынешний уровень популярности правого правительства Чили является рекордно низким за всю историю чилийской демократии и даже диктатор Пиночет пользовался большей поддержкой. В ответ на справедливые требования школьников и студентов о создании бесплатной государственной системы образования, согласно тому же вчерашнему опросу, поддерживаемые 80% чилийцев, министр внутренних дел Чили Родриго Хинспетер , следуя логике того, что «у всего есть предел» заявляет о том, что «демонстрации в центре Сантьяго закончились».

На стене колледжа, где 18 дней назад объявили голодовку 33 чилийских школьника и студента, кто-то повесил транспарант со словами из песни кубинского барда Сильвио Родригеса «Чтобы научиться самому страшному достаточно момента, а самое прекрасное стоит нам жизни». Если бы они были кубинцами, их интервью и портреты были бы на первых страницах мировой прессы вперемешку с обвинением правительства в нарушениях прав человека. Но они – чилийцы и поскольку согласно конституции страны на бесплатное образование прав у них нет, их права никто не нарушает. И журналистов не интересует ни то, что возраст 25 из них – от 16 до 19 лет, ни то что многие из них уже потеряли больше 6 кг веса и что у нескольких из них позавчера начались судорожные сокращения мышц…

После двух с половиной месяцев этой забастовки, правительство угрожает потерей целого учебного года. В ответ на это на улицах Сантьяго появляются листовки о том, что в Мексике забастовка продолжалась 9 месяцев, учебный год был потерян, но сегодня высшее образование там бесплатно. Имеется в виду движение студентов Национального Автономного Университета Мексики против планов по его приватизации.

Эта студенческая революция началась не вчера и не в этом году. Шесть лет назад, во время «левоцентристского» правительства социалистки Мишель Бачелет по всей Чили прокатились двухнедельные выступления школьников, вошедшие в историю под названием «восстания пингвинов». Выдвинутые школьниками требования были очень похожими на сегодняшние и тогдашнее «прогрессивное» правительство смогло погасить конфликт массой обещаний и созданием смешанной комиссии по реформе образования с приглашением туда представителей учащихся. Время показало, что функции этой комиссии оказались чисто декоративными и дальше небольших косметических и терминологических изменений в чилийской образовательной системе ничего не произошло. Главная и, возможно единственная разница между тем «левоцентристским» и нынешним правым правительство в том, что то умело находить красивые слова и двойственные формулы для смягчения социальных конфликтов и поддержания у части населения иллюзий по поводу своей «прогрессивности». У нынешнего - профессиональных политических кадров на порядок меньше и при практически нулевой способности к диалогу ото всюду выглядывает старая пиночетистская закваска главных действующих лиц. А нехватка профессионализма компенсируется обилием демагогии, впрочем тоже не слишком профессиональной. Так, придя к власти с обещанием «твердой руки» по отношению к преступности, Себастьян Пиньера за год добился ее увеличения почти на четверть… это при том, что при предыдущих правительствах преступность постоянно понемногу сокращалась… и при том, что новое правительство дало устную рекомендацию судьям увеличить число приговоров к тюремному заключению в обмен на денежные премии из специальных фондов.
Это и есть обещанный “новый стиль правления”. И при этом крайняя озабоченность имиджем страны, точнее правительства, за рубежом. И неуклюжие жесты в этом направлении. Так, одна знакомая, получившая от правительства заказ на официальные переводы выступлений президента для их распространения по каналам МИДа рассказывает, что заказчики попросили переводить материал не дословно, а улучшениями, согласно вкусам международной аудитории. При предыдущих правительствах ничего подобного не происходило.

О восстании “пингвинов” я рассказывал в материале шестилетней давности, там же я попытался дать краткий контекст проблем чилийского образования. Поскольку изменения за эти годы ничтожны, этот текст вполне актуален http://scepsis.ru/library/id_688.html и сегодня к нему хочется добавить еще несколько деталей.

Нынешняя Чили выделяет на высшее образование всего 2,2% своего ВПП, т.е. меньше всех других стран Южной Америки, причем соседняя Боливия – самая бедная страна региона выделяен на эти нужды в два с лишним раза больше средств. Причем даже из этих 2,2% государственным структурам передается всего 34,6%, а остальные 65,4% направляются различным частным институтам, связанным с образованием.

В стране нет государственных университетов, бывшие государственные, а их 25, называются сегодня “традиционными” и государство финансирует в среднем около 10% их потребности, остальное – формально на самоокупаемости, а по сути действуют по логике обыкновенных частных предприятий, стремящихся к минимальным затратам и максимальной рентабельности. В этой табличке приведены процентные затраты государства в деятельности некоторых “традиционных университетов” в 2008 г. Они выделены синим цветом. До военного переворота 1973 года доля государственного финансирования составляло больше 80%.




В результате бесплатного высшего образования в Чили нет, а учеба в «традиционных» университетах часто не только не дешевле, но и дороже, чем в частных. Основная разница в том, что в большинстве первых контроля над качеством образования больше, чем во вторых. Кроме того, до последнего времени для поступления в частные университеты не требовалось никаких предварительных оценок, знаний или условий – только готовность к оплате учебы. Поэтому уровень подготовки традиционных университетах обычно выше, чем в частных.

Карьеры непрестижные и низкооплачиваемые, наподобие преподавательской стоят в среднем от 3 000 долларов в год, а учеба на факультетах медицинских или юридических могут стоить от 8 000 долларов и выше. Учитывая, что минимальная зарплата в сегодняшней Чили 400 долларов и ее получает чуть меньше половины работающего населения страны, а реальная средняя ненамного выше – понятно, что в подавляющем большинстве случаев оплата университетской учебы детей возможна только путем банковских кредитов, проценты которых возрастают пропорционально отсрочке платежа.

Путем несложного подсчета можно увидеть, что за 5 (а в случае медицины 6) лет учебы и даже без банковских процентов учеба в университете обходится студенту или его родителям в сумму от 15 до 50 тысяч долларов, причем этот долг, получаемый выпускников вместе с дипломом, в случае маловероятной своевременной выплаты может возрасти в разы.

Бесплатного среднего технического образования в Чили тоже нет; он все частное и все платное.

В случае начального, школьного образования у чилийских детей есть три альтернативы: частные колледжи и лицеи, где учится будущая элита, составляющая 9% школьников и где месяц учебы может стоить от 350 до 1000 долларов, так называемые «частные субсидируемые школы» - чуть меньше 150 долларов в месяц, где учится 42% чилийских детей и бесплатные муниципальные школы, в которых учатся остальные 49%. Разница в качестве образования, как правило, огромна.

Если ситуация с частными колледжами и лицеями более менее понятна, стоит объяснить немного специфику остальных двух разновидностей школ.
«Частные субсидируемые школы» получают государственную субсидию на каждого ученика и являясь по сути частным бизнесом хозяина, экономически заинтересованы в максимальном увеличении числа учеников и сведении к минимуму затрат на учителей, оборудование и инфраструктуру.

Бесплатные государственные школы называются в Чили «муниципальными» т.к. еще при диктатуре были переданы в ведение муниципалитетов и финансируются исключительно из муниципального бюджета. Поскольку уровень дохода бедных и богатых муниципалитетов Чили отличается десятки раз, очевидно что шансы получить нормальное бесплатное начальное образование у юных жителей бедных районов страны ничтожно.

Как совершенно очевидно и другое – реформировать эту схему невозможно, необходимо полное и кардинальное изменение системы, программирующее воспроизводство граждан первого и третьего сорта. На это и направлены нынешние выступления школьников и студентов. Как логично и то, что все их требования натыкаются на стену полного непонимания правительства. Обвиняя молодежь в идеологизации конфликта, президент и его министры стремятся перевести дискуссию в совершенно другую плоскость – к второстепенным техническим деталям, не затрагивающим суть конфликта, отстаивая таким образом свою собственную идеологию, строящуюся на минимизации роли государства и рыночно-приватизационных процессах, как главных и единственных двигателях развития.

Если в описании латиноамериканских реалий мы привыкли к элементам магического реализма или все ранее описанные реалии покажутся кому-то недостаточно абсурдными – вот еще одна интересная деталь. Ныне действующая в Чили пиночетовская конституция 1980 года, та самая, которую теоретически не смогли, а на самом деле не захотели изменить предыдущие «прогрессивные» «левоцентристские» правительства, оказавшиеся идеальными администраторами завещанной диктатором неолиберальной капиталистической модели, в 30 статье Органического Конституционного Закона об Образовании (ЛОСЕ) посвященной среднему и высшему образованию, гласит что деятельность средних и высших учебных заведений «не может быть источником получения экономической выгоды». Иными словами, вся детально разработанная и претворенная в жизнь диктатурой система приватизации образовательной системы Чили является очевидным нарушением закона, этой же диктатурой созданного.

Многие члены нынешнего правительства напрямую участвуют в рентабельном бизнесе, которым является сегодня чилийское образование. Может ли кто-то в здравом уме ожидать, что по этическим вопросам они откажутся от этого или честно подадут в отставку из-за несовместимости идейных позиций?

Если нынешнее чилийское правительство воспринимает образование, как товар или, в лучшем случае, инструмент для повышения конкурентоспособности Чили на мировых рынках, диалог в принципе невозможен.

Сегодня, 5 августа 2011 года представители школьников, студентов и преподавателей Чили официально заявили о своем неприятии недавнего правительственного предложения.

Вот таблица, где вкратце изложены в сравнении некоторые предложения правительства и требования бастующих:


Правительственные предложения ТЕМЫ Требования студентов Требования школьников
Включить в Конституцию право на качественное образование под государственным контролем Конституционная реформа Закрепить в Конституции создание системы, способной обеспечить гарантированные доступ, качество и финансирование высшего образования, доступного для всех граждан Утвердить образование как право и общественное достояние. Конституционно закрепить государственные гарантии бесплатности, общедоступности качества дошкольного и школьного образования
Разработать новую систему контроля над государственными средствами в образовательной системе. Создание государственного организма, контролирующего использование денег и недопущение извлечения экономической выгоды из учебного процесса в университетах Тема экономической выгоды Обеспечить контроль над соблюдением действующего закона о недопустимости извлечения экономической выгоды из учебного процесса путем создания специального контролирующего государственного организма Принятие закона о контроле и реальный контроль над школами с субсидиями. Прекращение смешанного финансирования и недопущение извлечения экономической выгоды в учебных заведениях, получающих деньги от государства
Увеличить бюджетные субсидии прежде всего для школ для учеников из семей с низким уровнем дохода. Увеличить государственный вклад в государственные университеты в соответствии с региональными и государственными приоритетами Финансирование и субсидии Увеличение доли ВВП на финансирование высшего образования в т.ч. направление этих средств в государственные университеты Прямое финансирование из госбюджета всех государственных школ
Постепенная демуниципализация и создание нового законодательства Демуниципализация Создание новой децентрализированной государственной системы общественного образования, зависящей от министерства Образования
Обеспечить стипендиями 40% студентов из семей с низким уровнем дохода с хорошими академическими показателями, путем государственной гарантии понизить стоимость кредита на учебу. Создание гибкой системы по оплате кредитов должниками. Гарантия бесплатного обучения до окончания средней школы Стипендии и кредиты Обеспечить стипендиями 70% из семей с низким уровнем дохода Государство должно выступить гарантом качественного и бесплатного школьного образования
Улучшить качество существующего среднего технического образования Среднее техническое образование Государство должно обеспечить альтернативу государственного среднего технического образования Создать собственную систему финансирования с тем, чтобы гарантировать наличие инфраструктуры на уровне современных научно-технических достижений. Государственное медицинское страхование для школьников во время производственной технической практики
Улучшить качество подготовки преподавателей Преподавательская карьера Разработка нового закона об оплате работы преподавателей, который бы учитывал их заслуги и опыт, льготы для обучения по педагогическим специальностям и жесткая система над профессионализмом преподавателей
Продление действия ученического билета на февраль (месяц каникул) для учеников из семей с низким уровнем дохода и для учеников из семей среднего класса во время их профессиональной практики Оплата билетов на общественный транспорт Бесплатный для всех школьников в течение всего года, на территории всей страны
Продолжить и ускорить работы по восстановлению учебных заведений пострадавших от землетрясения и предоставить календарный план предстоящих работ Инфраструктура Подготовить и осуществить национальный план по восстановлению и ремонту инфраструктуры всех государственных школ, который бы соответствовал минимальным санитарным требованиям и нормам человеческого достоинства
Реформирование системы контроля и повышение его качества в высших учебных заведениях Контроль над качеством учебных заведений Обязательная государственная аттестация качества и соответствия всех учебных учреждений под контролем независимых общественных организаций Обязательная государственная аттестация качества и соответствия всех учебных учреждений под контролем независимых общественных организаций


Если 6 лет назад, во время «восстания пингвинов» страна восхищалась уроком, который давали ей школьники и президент Мишель Бачелет в первые же дни выступлений пресекла полицейские эксцессы (карабинеры избившие журналиста и применившие жестокость при разгоне школьной демонстрации были исключены из организации и попали под суд)… ситуация была скорее романтической, чем революционной, сегодняшний расклад выглядит совсем по-другому.

В ходе сегодняшних выступлений школьники, студенты и профессиональная коллегия преподавателей выступают единым фронтом. Поскольку требуемая сегодня уже большинством чилийцев реформа образования немыслима без структурных политических изменений и нового мощного источника государственного финансирования образования, в среде студенческих руководителей все чаще раздаются голоса требующие новой национализации меди – главного минерального богатства страны. В 1971 году чилийская медь была национализирована правительством Сальвадора Альенде, но в результате экономических реформ 80-х, хозяевами и разработчиками большей части медных рудников страны стали транснациональные корпорации, платящие сегодня чилийскому государству ничтожно низкие налоги, и в их распоряжении – лучшие адвокаты и надежное политическое и парламентское лобби для защиты их интересов. Приватизировавшая всю страну диктатура не тронула национализированную Альенде медь по одной-единственной причине – по закону 10% поступлений от продажи чилийской меди передаются вооруженным силам. Но если в еще в 1988 году, в конце военного режима, чилийское государство добывало 90% меди в стране, сегодня после 20 лет правления «прогрессивных» «левоцентристских» правительств, у чилийского государства осталось всего чуть больше 30% медной добычи. В этом году, когда отмечалось 50-летие национализации меди, замминистра горнорудной промышленности Чили заявил, что «национализация меди была большой ошибкой». Нынешнее чилийское правительство взяло курс на приватизацию чилийской государственной медной корпорации Коделко, обеспечивающей 16% дохода в государственный бюджет, что спровоцировало первую за последние 20 лет всеобщую забастовку трудящихся Коделко. В руках бастующих были портреты Альенде. Чилийская медь, составляющая сегодня 40% общемировых объемов производства и особенно с учетом ее сегодняшних мировых цен могла бы позволить профинансировать самые смелые проекты в образовании, здравоохранении и пенсионном обеспечении граждан страны, большинство из которых фактически лишены социальной защиты.

В ходе позавчерашнего социологического опроса, показавшего всего 26% поддержки президента Пиньеры проявилась еще одна не менее интересная цифра – оппозиционный «левоцентристский» блок политических партий «Объединение за демократию», правивший страной с 1988 по 2010 г. несмотря на всю симпатию Мишель Бачелет и заслуги Рикардо Лагоса пользуется сегодня среди граждан еще меньшей поддержкой – всего 20%. Почему? На одном из транспарантов вчерашних кастрюльных демонстрантов было лаконичное резюме 40 последних лет чилийской истории «Пиночет + «Объединение» + Пиньера = нажива». Все больше чилийцев понимают сегодня, как мало разницы между правым правительством и его вялой «левоцентристской» оппозицией, что все без исключения традиционные политические партии страны, включая Коммунистическую, безнадежно отстали от событий и уже давно не представляют никого и ничего кроме своих электоральных интересов. В «самой стабильной и предсказуемой стране Латинской Америки», чем казалась Чили еще год назад буквально за несколько месяцев растаяла голограмма «представительской демократии», оставив другой, настоящей, гражданской, рождающейся демократии свободное место. Чистое, как школьная доска 1 сентября… которое, впрочем, в Чили соответствует 1 марта.


Олег Ясинский, 5 августа 2011 г.
Tags: политика
Subscribe

promo nosikot october 19, 21:01 18
Buy for 100 tokens
Любое спланированное и организованное глобальное социальное явление - а нынешняя "пандемия" (независимо от ее медицинской составляющей!), безусловно, является таковой - должна иметь экономические цели и подоплеку - как и политико-идеологическую составляющую, разумеется. Целью может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments