nosikot (nosikot) wrote,
nosikot
nosikot

Подготовка Японии к нападению на Россию


Флагман адмирала Х.Того в русско-японской войне

Речь пойдет о периоде, предшествовашем русско-японской войне 1904-05 гг и затронет, в основном, военно-морские вооружения.
Как известно победоносная война с Китаем 1894-95 гг (1-я Корейская) не дала Японии желаемого - Корея стала лишь "независимой", Ляодунский п-ов (захваченный японцами с боями!), после решительного выступления Германии, России и Франции, пришлось оставить, мало того, в 1898 году Россия сама получила его в аренду и начала
постепенное проникновение в Корею!
После этого Япония ввела специальный доп.налог на "реванш"... В январе 1902 года был заключен англо-японский союз. В июле 1903 года было открыто сквозное движение по Транссибу (через Байкал - при помощи построенного в Британии ледокольного ж.д. парома). В августе-октябре 1903 года началось и зашло в тупик обсуждение русско-японского соглашение о разграничении сфер влияния в регионе. 4 февраля Японией было принято решение о нападении на Россию, 6 февраля разорваны дип.отношения, 8-го началась высадка японских войск в Корее, в ночь на 9 февраля атакована русская эскадра в Порт-Артуре...
Т.е., с одной стороны, Британия "прикрывала" тылы, а с другой - Транссиб наращивал мощность, строились новые русские корабли (см. ниже) - именно для Тихого океана, надо было спешить!
Посмотрим (помня эти даты!), как же шла в Японии подготовка к войне с Россией на море - ведь без обеспечения господства на нем никакие операции на континенте были бы просто невозможны!
В 1895 году была принята десятилетняя программа (на 1896-1905 гг) строительства флота, предложенная бароном Ямамото Гоннохоё ("флот 6-6" - т.е. в основе его 6 броненосцев и 6 броненосных крейсеров). 2 броненосца уже строились ("Яшима" и "Фудзи", заложены во 2-й половине 1894 года), еще 4 ("Шикишима", "Хатсусе", "Асахи" и "Микаса") были заложены в марте 1897-январе 1899 гг, последний - "Микаса" - вступил в строй в марте 1902 года.


Броненосный крейсер "Асама"

Броненосные крейсера ("Асама", "Токива", "Якумо", "Адзума", "Идзумо" и "Ивате") были заложены в ноябре 1896 - ноябре 1898 гг, последний - "Ивате" - вступил в строй в марте 1901 года. Т.о. программа, в основном (эсминцев и бронепалубных крейсеров - их было запланировано 23 и 4 - реально было построено 29 и 6, в установленные сроки) соответсвенно была выполнена с опережением почти на 4 года! ВСЕ броненосные корабли заказывались за границей, 10 из 12 - в Британии.
А вот дальше начинается самое интересное - с января 1899 и до февраля 1904 года - т.е. до начала русско-японской войны, за 5 лет, для японского флота не было заложено НИ ОДНОГО броненосного корабля!!! Понятно, конечно, что финансы страны ограниченны, а надо еще готовить и вооружать армию (в т.ч. осадную артиллерию), но, согласитесь - при подготовке к войне на море с великой державой - это, как минимум, сторанно! А что же строилось? В этот период японцы заложили 3 небольших броненосных крейсера и 13 эсминцев (они подсчитаны выше)...


Броненосный крейсер "Кассуга" (см. одинарное 254-мм орудие в носовой башне)

Кроме того, были перекуплены в декабре 1903 года у Аргентины построенные в Италии броненосные крейсера "Кассуга" и "Ниссин" (это, во-первых, к вопросу о возможной нехватке денег у Японии, а во-вторых и Россия хотела купить эти корабли, но, как "говорят" нашему агенту в Италии не понравился размер отката - в результате эти крейсера внесли свой вклад в наше поражение...). Т.е. абсолютно неясно - чего ждали японцы с весны 1902 года, наблюдая за достройкой Транссиба и закладкой наших новых кораблей?!
Посмотрим, а что же творилось в это время у нас? Впервые потенциальная угроза интересам России на Дальнем Востоке упоминалась в программе 1882 г. (со стороны Японии и Китая), но ее предусматривалось нейтрализовать посылкой эскадры с Балтики (а ведь и пришлось, только без толку!), специально крупных кораблей для ТВД не строить. Корабли для Дальнего Востока были предусмотрены объединенной программой 1895/98 гг, когда Китай уже был разбит, а угроза со стороны Японии стала явной. Посмотрим, как мы строили свой броненосный флот по перидам:


Броненосец "Сисой Великий"

Наши "броненосцы береговой обороны" пошли в бой у чужих берегов...

Броненосный крейсер "Нахимов"

- до 1895 года было заложено (учитываются только балтийские корабли, с артиллерией, принимавшей участие в Цусимском сражении) 7 броненосцев (еще 1 - нелепый "Гангут" погиб в 1897 году, поэтому не учтен), 3 броненосца береговой обороны и 5 броненосных крейсеров, но надо учитывать, что ряд кораблей имел старую артиллерию (хотя самый удачный русский выстрел в Цусиме был сделан именно из такого орудия!), крейсера же (кроме "Нахимова"), кроме того, предназначались не для эскадренного боя, а для рейдерских операций (к к-рым русский флот упорно готовился десятилетиями и против более сильного противника - Британии, но на практике, в 1904-05 гг, вышел "пшик"! у моряков не хватило здоровой агрессивности и "профильного" мышления), о ББО нечего и говорить, хотя им и пришлось участвовать в Цусиме...


Броненосцы "Ослябя", "Пересвет" и "Победа"

- в 1895 (в 1893/94 гг броненосные корабли у нас не закладывались - за исключением "Ростислава" для ЧФ и ББО "Апраксин", учтенного ранее) - начале 1899 гг заложено всего 3 броненосца и 2 броненосных крейсера - неудачные броненосцы типа "Пересвет" (слабая артиллерия, неэкономичные машины, слабое бронирование и большая площадь надводного борта) и опять крейсера-рейдеры. Правда, с учетом имевшихся кораблей общее число выходило внушительным - 17 (+3 ББО!) единиц против 12...
- а вот с середины 1899 и до начала 1904 года мы заложили 7 броненосцев и 1 броненосный крейсер (2 и 1, соответственно, пришлось, осознавая нависшую угрозу, заказать за границей, конструкция ВСЕХ кораблей была "импортная") - весьма сильных (кроме "Баяна"), на уровне построенных для Японии британских кораблей, т.е. соотношение сил склонялось в сторону России - недаром японские шпионы больше всего интересовались темпами строительства наших новых броненосцев! Кроме того мы заложили 6 крупных бронепалубных крейсеров, 25 эсминцев и 12 больших миноносцев (т.е. минимум в 2 раза больше, чем аналогичных в Японии!)
На стороне Японии, конечно, был географический фактор - переброска кораблей с Балтики на Дальний Восток задача непростая, требует времени (он и сказался, в реальности - Япония сумела уничтожить нашу 1-ю Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре до прибытия подкреплений!). Но, думаю, главное заключалось в другом - на помощь Японии готовилась придти Британия (если бы что-то пошло не так) - отсюда и придирки к нашим рейдерам, создание Антанты в апреле 1904 года... Но уже после сражения в Желтом море (август 1904 года) стало всё ясно и помощь Японии не потребовалась... И даже Бьерскское соглашение, будь оно реализовано на практике, не смогло бы ничего изменить (в среднесрочной перспективе!) - флота у России, ко времени его подписания, уже не было...
Интересно взглянуть, чтобы было с соотношением сил, если бы война задержалась, скажем года на два:
Япония в 1904-06 гг 8 исключительно сильных броненосных кораблей ("Аки" и "Сатсума", говорят, даже могли бы стать первыми в мире дредноутами, но пушек не хватило - обычные японские байки! 2 корабля - "Аки" и "Ибуки" получили американские паровые турбины - иначе были бы заложены раньше)
Россия в 1904-05 гг заложила 2 броненосца (несколько усиленный вариант "Цесаревича") и 4 броненосных крейсера (3 из них - повторение слабого "Баяна"), в т.ч. 1 ("Рюрик" II) был даже заказан в Британии!
Т.е. дальше нам мало бы чего "светило" с флотом, правда Транссиб нарастил бы свою мощность, но господство на море позволило бы японцам сохранить инициативу и атаковать нас в любых доступных местах - Камчатка и Сахалин подверглись нападению в реальности, но оставался Владивосток, пришлось бы дробить силы...
В завершении темы надо сказать, что японцы получили, в результате войны, 6 броненосцев (2 вполне современных) и броненосный крейсер - бывший "Баян"
Вывод: Корея была для нас, на том этапе, неперевариваемым куском, надо было свой Дальний Восток развивать, ну а для Маньчжурии время ушло - надо было раньше думать... Союз России с Германией - тема выходящая за рамки борьбы на Дальнем Востоке
На последок, для справки, данные нашего кораблестроения на Черном море:
- до середины 1894 гола - 6 броненосцев
- в 1897 году - 1 броненосец ("Потемкин")
- в 1904 году - 2 броненосца (усиленный "Потемкин"),
броненосные крейсера для ЧФ не строились...


Броненосец "Орел", сдавшийся японцам после Цусимы стал "Ивами"


Tags: история, флот
Subscribe

Posts from This Journal “флот” Tag

promo nosikot май 2, 2015 21:01 161
Buy for 100 tokens
Год назад бандеровские зомби зверски сожгли заживо в доме профосоюзов в Одессе русских людей - официально число жертв 42, но есть данные, что их гораздо больше. В качестве "пехоты" бандеровцы использовали футбольных фанатов - оч. грамотное решение - эту тупую, агрессивную, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments