nosikot (nosikot) wrote,
nosikot
nosikot

Шведские реактивные боевые самолеты (UPD). Взлет и угасание самобытной ветви отрасли...


Старое и новое щведского авиапрома

Как я уже писал шведы находятся в числе мировых лидеров по разработке и производству ВиВТ, причем нек-рые образцы у них получаются весьма оригинальными (взять, хотя бы, безбашенный танк! танк см.тут: http://nosikot.livejournal.com/497948.html).
Естественно в числе шведской военной техники есть и боевые самолеты (ВСЕ созданы компанией СААБ), сделал небольшой справочник на тему:

1) J-21R
Первым реактивным истребителем шведов стал J-21R - он создан в 1947 году (здесь и далее это год первого полета прототипа) путем присобачивания британского реактивного двигателя "Гоблин 2" к моноплану бывшего поршневого истребителя J-21A (шведы наладили у себя лицензионное пр-во модели "Гоблин 3" с большей тягой). Т.е. шведы пошли по пути Яковлева с его Як-3 и немецким двигателем "Юмо 004"/РД-10, в результате чего получились Як-15/17. Кстати, родитель первого реактивного шведа был необычным - истребитель с толкающим двигателем! В 1950-52 гг шведы построили 64 J-21R, но уже к 1956 году сняли их с вооружения - прогресс в боевой реактивной авиации тогда был очень быстрым!


Это поршневой J-21A

А это - реактивный J-21R, скорость до 800 км/ч, потолок 12.000м, максимальный взлетный вес 5т, вооружение: 1 пушка (20-мм), 4 пул. (13,2-мм), 5-10 НУРС, подвесной контейнер с 8 пул.

2) J-29
Первый в Европе реактивный истребитель со стреловидными крыльями - шведский J-29 полетел всего через полтора года позже своего предшественника. За неуклюжий внешний вид заслуженно получил название "Летающая бочка". Двигатель - британский "Гост" (как и прежде - фирмы "де Хэвилэнд"), в шведском пр-ве - RM-2. В 1950-56 гг шведы произвели 661 J-29 (варианты с А по F). 30 самолетов поставлены Австрии. Принимали участие в боевых действиях в Конго/Заире в составе миротворческих сил ООН, в начале 60-х годов. Сняты с вооружения в 1965 году (в Австрии в 1972 году).


Звено 29-х СААБов. Скорость 1060 км/ч, потолок 15.500м, макс.взлетный вес 8,4т, вооружение 4 пушки (20--мм), УР "Сайдвиндер"/Rb.24, НУРС

3) J-32 "Лансен"
Самолет, созданный в 1952 году, производился в вариантах истребителя-бомбардировщика, всепогодного истребителя-перехватчика и самолета-разведчика. Двигатель - британский "Эвон" 100-й серии (фирмы "Роллс-Ройс", попытка разработать собственный шведам не удалась), радар - французский. Всего в 1954-60 гг произведено 452 J-32, сняты с вооружения в 1973-78 гг (разные варианты). На экспорт не поставлялись. Ударные варианты могли нести (впервые на послевоенном Западе!) противокорабельные ракеты собственной шведской разработки - Rb.04


"Лансен". Скорость до 1200 км/ч, потолок 15.000м, макс.взлетный вес 13,5т, вооружение 4 пушки (20-мм), 1т бомб или до 24 НУРС, 4 УР "Сайдвиндер"/Rb.24 или 2 ПКР Rb.04

С ПКР Rb.04

4) J-35 "Дракен"
Необычный истребитель с крылом Бартини (треугольное, двойной стреловидности) создан в 1955 году. Двигатель - британский "Эвон" 200/300 серий. Французская бортовая РЛС "Сирано" (такая же как на "Миражах" III/5) позднее заменена шведской аппаратурой. Всего в 1955-74 гг произведен 661 J-35. Поставлялись в Данию (51 самолет), Австрию (24) и Финляндию (50, в т.ч. 12 машин были собраны на месте по лицензии), в две последние страны шли отремонтированные машины из наличия шведских ВВС. Сняты с вооружения в начале 90-х в Швеции и Дании, в 2000 в Финляндии и в 2005 в Австрии. Управляемого ракетного вооружения на австрийских самолетах не было до развала СССР (в соответствии с соглашением 1955 года), затем, под предлогом войны в Югославии cтрана позволила себе закупить "Сайдвиндеры"...


"Дракен" - единственный из старых самолетов способен выполнить "Кобру Пугачева". Скорость до 2.150 км/ч, потолок 18.000м, макс.взлетный вес 12,4т, вооружение 1 пушка (30-мм, на ранних вариантах 2), 4-6 УР "Сайдвиндер" или "Фалкон", общая боевая нагрузка - до 2,9т (!)

5) J-37 "Вигген"
Первый в мире серийный боевой реактивный самолет с ПГО (т.е. снова биплан). Создан в 1967 году, в 1970-90 гг произведено 329 J-37, на экспорт не поставлялся, с вооружения снят в период 1998-2007 гг (основная часть - до 2003 года). В период холодной войны "Виггены" несколько раз засекали над Балтикой SR-71... Двигатель - американский лицензионный JT8D (фирмы "Пратт/Уиттни"), у  шведов - RM8В, радар отечественный PS-37/46 (фирмы "Эрикссон").


"Вигген" - скорость 2.230 км/ч, потолок 18.000м, макс.взлетный вес 20т, вооружение 1 пушка (30-мм), 2-6 УР "в-в" АМРААМ, "Скайфлэш", "Сайдвиндер", 2 ПКР Rb.04/05, боевая нагрузка до 5т

6) J-39 "Грипен"
Современный шведский многоцелевой истребитель, лучший в "легком классе", создан в 1988 году, в производстве с 1987 года (прерывалось на несколько лет из-за нескольких катастроф), на сегодня произведено 247 J-39. Кроме Швеции самолеты стоят на вооружении ВВС Чехии и Венгрии (по 14 машин в аренде), ЮАР (26), Таиланде (12), постоянно неск. самолетов в Британии как учебные. Двигатель - американский F404-400 ("Дженерал электрик"), у шведов - RM12, радар - PS-05 (создан совместно с британцами на базе бортовой РЛС "Си Харриера" "Блю Виксен"), вообще самолет, по кооперации/комплектующим на 2/3 европейский, на треть - американский. Шведские "Грипены" принимали участия в патрулировании ливийского ВП в 2011 году, во время агрессии Запада против этой страны, но оружия не применяли.
Производство прекращено, но в 2018 году в серию должен пойти "Грипен" "нового поколения" с РЛС с АФАР ("Равен" ЕS-05 разрабатывается совместно с британцами), американским двигателем F414G (должен дать крейсерский сверхзвук 1,2М) и увеличенным 16т взлетным весом, боевой радиус заявлен в 1.300км. Первый полет в июне 2017 г. Заказан Швецией - 60 машин и Бразилией - 36 (вкл. 28 2-х местных, разрабатываемых "совместно"). Планируется создание палубного варианта (впервые для шведов!) и самолета РЭБ (на базе 2-х местного)


"Грипен" - скорость 2.200 км/ч, потолок 15.200м, макс.взлетный вес 14т, вооружение 1 пушка (27-мм), 2-6 УР/ПКР, боевая нагрузка 3т

7) СААБ-105
Реактивный учебно-боевой самолет был создан в 1963 году, производился в 1967-72 гг, всего выпущено 192 СААБ-105, в тч. 40 поставлено Австрии. Двигатели американские 2хJ85-17 ("Дженерал Электрик"), на 115 шведских самолетах в 90-е годы заменены на американские же FJ44  ("Вильямс Роллс"). 10 самолетов в 70-е годы были переоборудованы в 4-х местный "бизнес-джет", но популярностью вариант не пользовался. Продолжают использоваться в шведских (80) и австрийских (28) ВВС.


СААБ-105, скорость до 970 км/ч, макс.взлетный вес 4,6т

8) T-X
CААБ, совместно с Боингом с 2013 г. участвует в конкурсе на создание перспективного УБС для ВВС США (без местного партнера там нельзя!). Первый полет состоялся в декабре 2016 года. На прототипах (выпущено 2 ед.) установлен двигатель F404 ("Дженерал электрик"). Решение о выборе варианта из числа участников конкурса ожидается в течение года. Обьем закупок только Штатами - 340 машин.




Т.о. образом всего, за 65 лет шведы выпустили почти 2.600 боевых и учебно-боевых реактивных самолетов.
О разработке перспективных шведских боевых самолетов см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1259166.html, о состоянии ВВС Швеции тут: http://nosikot.livejournal.com/899897.html

Tags: авиация, справочники
Subscribe

Posts from This Journal “справочники” Tag

promo nosikot may 2, 2015 21:01 128
Buy for 100 tokens
Год назад бандеровские зомби зверски сожгли заживо в доме профосоюзов в Одессе русских людей - официально число жертв 42, но есть данные, что их гораздо больше. В качестве "пехоты" бандеровцы использовали футбольных фанатов - оч. грамотное решение - эту тупую, агрессивную, но…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments