nosikot (nosikot) wrote,
nosikot
nosikot

Categories:

Шведские реактивные боевые самолеты (UPD). Взлет и угасание самобытной ветви отрасли...


Старое и новое щведского авиапрома

Как я уже писал шведы находятся в числе мировых лидеров по разработке и производству ВиВТ, причем нек-рые образцы у них получаются весьма оригинальными (взять, хотя бы, безбашенный танк! танк см.тут: http://nosikot.livejournal.com/497948.html).
Естественно в числе шведской военной техники есть и боевые самолеты (ВСЕ созданы компанией СААБ), сделал небольшой справочник на тему:

1) J-21R
Первым реактивным истребителем шведов стал J-21R - он создан в 1947 году (здесь и далее это год первого полета прототипа) путем присобачивания британского реактивного двигателя "Гоблин 2" к моноплану бывшего поршневого истребителя J-21A (шведы наладили у себя лицензионное пр-во модели "Гоблин 3" с большей тягой). Т.е. шведы пошли по пути Яковлева с его Як-3 и немецким двигателем "Юмо 004"/РД-10, в результате чего получились Як-15/17. Кстати, родитель первого реактивного шведа был необычным - истребитель с толкающим двигателем! В 1950-52 гг шведы построили 64 J-21R, но уже к 1956 году сняли их с вооружения - прогресс в боевой реактивной авиации тогда был очень быстрым!


Это поршневой J-21A

А это - реактивный J-21R, скорость до 800 км/ч, потолок 12.000м, максимальный взлетный вес 5т, вооружение: 1 пушка (20-мм), 4 пул. (13,2-мм), 5-10 НУРС, подвесной контейнер с 8 пул.

2) J-29
Первый в Европе реактивный истребитель со стреловидными крыльями - шведский J-29 полетел всего через полтора года позже своего предшественника. За неуклюжий внешний вид заслуженно получил название "Летающая бочка". Двигатель - британский "Гост" (как и прежде - фирмы "де Хэвилэнд"), в шведском пр-ве - RM-2. В 1950-56 гг шведы произвели 661 J-29 (варианты с А по F). 30 самолетов поставлены Австрии. Принимали участие в боевых действиях в Конго/Заире в составе миротворческих сил ООН, в начале 60-х годов. Сняты с вооружения в 1965 году (в Австрии в 1972 году).


Звено 29-х СААБов. Скорость 1060 км/ч, потолок 15.500м, макс.взлетный вес 8,4т, вооружение 4 пушки (20--мм), УР "Сайдвиндер"/Rb.24, НУРС

3) J-32 "Лансен"
Самолет, созданный в 1952 году, производился в вариантах истребителя-бомбардировщика, всепогодного истребителя-перехватчика и самолета-разведчика. Двигатель - британский "Эвон" 100-й серии (фирмы "Роллс-Ройс", попытка разработать собственный шведам не удалась), радар - французский. Всего в 1954-60 гг произведено 452 J-32, сняты с вооружения в 1973-78 гг (разные варианты). На экспорт не поставлялись. Ударные варианты могли нести (впервые на послевоенном Западе!) противокорабельные ракеты собственной шведской разработки - Rb.04


"Лансен". Скорость до 1200 км/ч, потолок 15.000м, макс.взлетный вес 13,5т, вооружение 4 пушки (20-мм), 1т бомб или до 24 НУРС, 4 УР "Сайдвиндер"/Rb.24 или 2 ПКР Rb.04

С ПКР Rb.04

4) J-35 "Дракен"
Необычный истребитель с крылом Бартини (треугольное, двойной стреловидности) создан в 1955 году. Двигатель - британский "Эвон" 200/300 серий. Французская бортовая РЛС "Сирано" (такая же как на "Миражах" III/5) позднее заменена шведской аппаратурой. Всего в 1955-74 гг произведен 661 J-35. Поставлялись в Данию (51 самолет), Австрию (24) и Финляндию (50, в т.ч. 12 машин были собраны на месте по лицензии), в две последние страны шли отремонтированные машины из наличия шведских ВВС. Сняты с вооружения в начале 90-х в Швеции и Дании, в 2000 в Финляндии и в 2005 в Австрии. Управляемого ракетного вооружения на австрийских самолетах не было до развала СССР (в соответствии с соглашением 1955 года), затем, под предлогом войны в Югославии cтрана позволила себе закупить "Сайдвиндеры"...


"Дракен" - единственный из старых самолетов способен выполнить "Кобру Пугачева". Скорость до 2.150 км/ч, потолок 18.000м, макс.взлетный вес 12,4т, вооружение 1 пушка (30-мм, на ранних вариантах 2), 4-6 УР "Сайдвиндер" или "Фалкон", общая боевая нагрузка - до 2,9т (!)

5) J-37 "Вигген"
Первый в мире серийный боевой реактивный самолет с ПГО (т.е. снова биплан). Создан в 1967 году, в 1970-90 гг произведено 329 J-37, на экспорт не поставлялся, с вооружения снят в период 1998-2007 гг (основная часть - до 2003 года). В период холодной войны "Виггены" несколько раз засекали над Балтикой SR-71... Двигатель - американский лицензионный JT8D (фирмы "Пратт/Уиттни"), у  шведов - RM8В, радар отечественный PS-37/46 (фирмы "Эрикссон").


"Вигген" - скорость 2.230 км/ч, потолок 18.000м, макс.взлетный вес 20т, вооружение 1 пушка (30-мм), 2-6 УР "в-в" АМРААМ, "Скайфлэш", "Сайдвиндер", 2 ПКР Rb.04/05, боевая нагрузка до 5т

6) J-39 "Грипен"
Современный шведский многоцелевой истребитель, лучший в "легком классе", создан в 1988 году, в производстве с 1987 года (прерывалось на несколько лет из-за нескольких катастроф), на сегодня произведено 247 J-39. Кроме Швеции самолеты стоят на вооружении ВВС Чехии и Венгрии (по 14 машин в аренде), ЮАР (26), Таиланде (12), постоянно неск. самолетов в Британии как учебные. Двигатель - американский F404-400 ("Дженерал электрик"), у шведов - RM12, радар - PS-05 (создан совместно с британцами на базе бортовой РЛС "Си Харриера" "Блю Виксен"), вообще самолет, по кооперации/комплектующим на 2/3 европейский, на треть - американский. Шведские "Грипены" принимали участия в патрулировании ливийского ВП в 2011 году, во время агрессии Запада против этой страны, но оружия не применяли.
Производство прекращено, но в 2019 году в серию должен пойти "Грипен" "нового поколения" с РЛС с АФАР ("Равен" ЕS-05 разрабатывается совместно с британцами), американским двигателем F414G (должен дать крейсерский сверхзвук 1,2М) и увеличенным 16т взлетным весом, боевой радиус заявлен в 1.300км. Первый полет в июне 2017 г. Заказан Швецией - 60 машин и Бразилией - 36 (вкл. 28 2-х местных, разрабатываемых "совместно"). Планируется создание палубного варианта (впервые для шведов!) и самолета РЭБ (на базе 2-х местного)


"Грипен" - скорость 2.200 км/ч, потолок 15.200м, макс.взлетный вес 14т, вооружение 1 пушка (27-мм), 2-6 УР/ПКР, боевая нагрузка 3т


7) СААБ-105
Реактивный учебно-боевой самолет был создан в 1963 году, производился в 1967-72 гг, всего выпущено 192 СААБ-105, в тч. 40 поставлено Австрии. Двигатели американские 2хJ85-17 ("Дженерал Электрик"), на 115 шведских самолетах в 90-е годы заменены на американские же FJ44  ("Вильямс Роллс"). 10 самолетов в 70-е годы были переоборудованы в 4-х местный "бизнес-джет", но популярностью вариант не пользовался. Продолжают использоваться в шведских (80) и австрийских (28) ВВС.


СААБ-105, скорость до 970 км/ч, макс.взлетный вес 4,6т

8) T-X
CААБ, совместно с Боингом с 2013 г. участвует в конкурсе на создание перспективного УБС для ВВС США (без местного партнера там нельзя!). Первый полет состоялся в декабре 2016 года. На прототипах (выпущено 2 ед.) установлен двигатель F404 ("Дженерал электрик"). Решение о выборе варианта из числа участников конкурса ожидается в cентябре этого года. Обьем закупок только Штатами - 350 машин.




Т.о. образом всего, за 65 лет шведы выпустили почти 2.600 боевых и учебно-боевых реактивных самолетов.
О разработке перспективных шведских боевых самолетов см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1259166.html, о состоянии ВВС Швеции тут: http://nosikot.livejournal.com/899897.html

Tags: авиация, справочники
Subscribe

Posts from This Journal “справочники” Tag

promo nosikot may 2, 2015 21:01 163
Buy for 100 tokens
Год назад бандеровские зомби зверски сожгли заживо в доме профосоюзов в Одессе русских людей - официально число жертв 42, но есть данные, что их гораздо больше. В качестве "пехоты" бандеровцы использовали футбольных фанатов - оч. грамотное решение - эту тупую, агрессивную, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments