nosikot (nosikot) wrote,
nosikot
nosikot

Испанские реактивные боевые самолеты (UPD)

Испанские "Тайфуны"

Продолжу свой справочник по авиастроительным державам...
Ранее была Швеция (см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1260978.html)
Испанские ВВС вступили в реактивную эру достаточно поздно (до 60-х годов использовались 111-е Хейнкели и 109-е Мессершмитты, правда с британскими движками - своеобразный симбиоз!), потом перешли на американские и французские машины (это нас сейчас не интересует!), но предпринимали и собственные шаги (сейчас в испанском авиапроме одна компания - CASA, к-рую поглотил "Эрбас" в 2009 году):

1) НА-200 "Саета"/НА-220 "Супер Саэта"
Первый испанский реактивный самолет (учебно-боевой) НА-200 (в испанских ВВС Е.14) компании Испано Ависьон (слилась с CASA в 1971 году) создал Вилли Мессершмитт в 1955 году, в производство он запущен в 1962 году. Двигатели французские - Турбомека "Марбур". Самолет поставлялся Египту (100 машин, в т.ч. 90 собрано в Хелуане по лицензии). На базе "Саеты" в 1970 году разработан одноместный легкий штурмовик НА-220 (в испанских ВВС - С.10). С вооружения самолет снят в 1981 году. Всего произведено (включая египетские) 212 НА-200/НА-220 (в т.ч. 25 одноместных). Принимали участие в боевых действиях в Западной Сахаре.


УБС НА-200, скорость 805 км/ч (НА-220 - 960 км/ч), макс.взлетный вес 3,5т (3,6т), вооружение - НУРС, бомбы, пушки в подвесных контейнерах (+1 пушка - 20-мм)

2) С-101 "Авиаджет"
В 1977 году был создан учетно-боевой самолет С-101 "Авиаджет" (в ВВС Испании - Е.25), техническую помощь оказывали МББ (традиционно!) и Нортроп. Самолет производился в 80-е годы и поставлялся на экспорт: Иордании (16 машин), Гондурасу (4 единицы) и Чили (5 поставлено из Испании и 30 собрано на месте компанией ЭНАЕР). Всего произведено (включая чилийские) 166 С-101. Самолет состоит на вооружении. Двигатели - американские Гаррет TFE731.


С-101 испанской пилотажной группы. Скорость до 770 км/ч, макс.взлетный вес 5,6т, вооружение 1 пушка (30-мм), 2 УР "Шафрир", до 2,2т боевой нагрузки

3) Еврофайтер "Тайфун"
Испания принимает участие в программе разработки и производства европейского истребителя "Тайфун" - у страны (компания CASA) там 13%. Первый самолет полетел в 1994 году (британский прототип ЕАР - в 1986 году), но Испания получила первый серийный самолет лишь в 2003 году. Всего планировалось закупить 100 машин, но сейчас цифра снижена до 87 (вместе со стоимостью разработки цена одной - 160 млн.евро...). РЛС (в разработке вариант с АФАР) и двигатели совместной разработки, но и там у Испании вторые роли. Всего на сегодняшний день в Испании произведено 65 "Тайфунов" (в ВВС cтраны они - С.16). Кроме того испанцы производят части самолета для всей программы - например левые крылья (правые делают итальянцы). Экспорт "Тайфунов" "куском" Испанцам не грозит - партнеры поделили потенциальных покупателей без них - британцам достался Бл.Восток (самые денежные клиенты!), немцам остальная Азия и Латин.Америка, итальянцам - Турция (а та уже выбрала F-35), правда с Кувейтом итальянцы перебежали дорогу британцам - впарили 28 машин!


"Тайфун". Скорость до 2.500 км/ч, макс.взлетный вес 23,5т, потолок 16.800м, вооружение 1 пушка (27-мм), до 7,5т бомб (вкл. УАБ), УР и пр.

Таким образом всего Испания произвела за примерно 50 лет примерно 450 реактивных боевых и учебно-боевых самолетов.
Кроме того в 1969-71 гг испанцы выпустили по лицензии 70 истребителей F-5A/B и собрали 8 AV-8B "Харриер" II
Состояние ВВС Испании см. тут: http://nosikot.livejournal.com/906158.html

Tags: авиация, справочники
Subscribe

Posts from This Journal “справочники” Tag

promo nosikot may 2, 2015 21:01 142
Buy for 100 tokens
Год назад бандеровские зомби зверски сожгли заживо в доме профосоюзов в Одессе русских людей - официально число жертв 42, но есть данные, что их гораздо больше. В качестве "пехоты" бандеровцы использовали футбольных фанатов - оч. грамотное решение - эту тупую, агрессивную, но…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments