nosikot (nosikot) wrote,
nosikot
nosikot

Польские реактивные боевые самолеты

Польский Lim-6bis - доработка МиГ-17Ф


Макет легкого штурмовика "Скорпион", разрабатывавшегося поляками в начале 90-х годов

Продолжение справочника, начало тут:
Швеция - http://nosikot.livejournal.com/1260978.html
Испания - http://nosikot.livejournal.com/1265581.html
Голландия - http://nosikot.livejournal.com/1268387.html
Вообще в мире стран разрабатывавших и производивших реактивные боевые самолеты собственной конструкции (или существенно модернизировавших базовую конструкцию) всего 26, но вот до США, России, Британии и Франции я вряд ли доберусь - слишком уж там большой объем!
Пока что Польша:

Реактивные боевые самолеты пришли в польскую авиапромышленность в 50-е годы вместе с лицензиями на производство наших истребителей МиГ-15 (в Польше Lim-1/2) и МиГ-17 (Lim-5), причем последний поляки даже дорабатывали, увеличивая ударные возможности, в результате получились Lim-5M и Lim-6. Лицензионных самолетов я тут не касаюсь, скажу лишь, что 15-х поляки выпустили 727 единиц, а 17-х - 776, самолеты польской сборки поставлялись на экспорт (в Болгарию, ГДР, Гвинею-Бисау, Мали, Нигерию и Индонезию).
На рубеже 50-60-х годов в странах ОВД проводился конкурс на единый УБС и поляки решили попробовать свои силы (все самолеты созданы и производились компанией PZL):

1) TS-11 "Искра"
УБС "Искра" создан в 1960 году, в 1961 году участвовал в конкурсе вместе с чешским Л-29 и нашим Як-30, но проиграл, в итоге поляки приняли его на вооружение в свои ВВС. В 1964-87 гг было выпущено 424 УБС TS-11. 50 самолетов было поставлено Индии в 60-е годы (позже еще 26 машин "из наличия" на запчасти). Остаются на вооружении ВВС Польши. Двигатель собственной разработки (!) SO-1/3 (на первой серии -НО-10).


TS-11 польской пилотажной группы. Скорость до 750 км/ч, макс.взлетный вес 3,8т, вооружение 1 пушка (23-мм), до 400 кг бомб и НУРС

2) I-22 "Ирида"
Этот УБС создан в 1985 году, в 1992 году запущен в серию, но недостаток средств и отсутствие экспортных заказов поставили крест на его судьбе, всего к завершению производства в 1996 году было выпущено 17 I-22. На первых самолетах стояли двигатели SO-3, затем устанавливались по два К-15 (польской разработки). С вооружения снят.


"Ирида" на выставке. Скорость до 830 км/ч, макс.взлетный вес 6,9т, вооружение 1 пушка (23-мм), 4 УР "в-в", до 1.1т бомб, кассет, пушечных контейнеров и НУРС

В 90-е годы поляки даже пытались разрабатывать легкий штурмовик "Скорпион" (фото макета см. наверху поста), потом продолжили работу над "Иридой" (вариант М-99), но денег никто не дал, перспектив нет, максимум на что они могут рассчитывать в НАТО - продолжение производства своей версии Ан-28, а скорее всего дадут им лицензию на испанский легкий транспортник и хорош!
Всего поляки произвели больше 440 реактивных учебно-боевых самолетов собственной конструкции (без лицензионных).
О состоянии ВВС Польши см. тут: http://nosikot.livejournal.com/900895.html

Tags: авиация, история, справочники
Subscribe

Posts from This Journal “справочники” Tag

promo nosikot may 2, 2015 21:01 128
Buy for 100 tokens
Год назад бандеровские зомби зверски сожгли заживо в доме профосоюзов в Одессе русских людей - официально число жертв 42, но есть данные, что их гораздо больше. В качестве "пехоты" бандеровцы использовали футбольных фанатов - оч. грамотное решение - эту тупую, агрессивную, но…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments