nosikot (nosikot) wrote,
nosikot
nosikot

Category:

Передел гражданского авиарынка: остаются Боинг и Эрбас, нас нет - от слова "вообще"...



В прошлом году в Тулузе был представлен публике "новый" региональный/ближнемагистарльный самолет - Аэробус-220.
На самом деле это Бомбардье серии CS (100-й полетел впервые в 2013 году, 300-й - в 2015 г.), теперь - А220-100 и А220-300 (108-130 и 133-160 мест соответственно).
История "сей басни" такова:

Канадская компания Бомбардье производит региональные реактивные самолеты серии CRJ (50-100 мест, с 2006 г. самые маленькие - 70-местные) с 90-х годов, поставлено по миру ок. 2.000 самолетов, пр-во продолжится но уже под флагом японской Мицубиси - что сами они будут делать со своим проектом MRJ - пока не ясно.
Кроме того компания производит турбовинтовые региональные самлеты - серии Q (40-90 пассажиров, развитие Дэш-7, появившегося в 70-е), их продано больше 1.300, производство продолжается и хотя это конкурент cамолетов ATR тут речь о кооперации тоже пока не идет, отделение продано некой Лонгвью (дочке корпорации Викинг - правда тоже канадской)
Кроме того компания производит и довольно успешно - бизнес-джеты, но это тоже "за рамками" темы.
В 90-е же у рук-ва Бомбардье появилась идея выйти на рынок более крупных самолетов, начались переговоры о покупке голландского Фоккера, но тот обанкротился раньше какого-либо результата, тогда канадцы прситупили к разработке самостоятельно - и вот получили самолеты CS серии! На 10 лет позже запланированного...
И сразу вляпались в скандал с Боингом - тот обвинил Бомбардье, что они предлагают свои самолеты американским компаниям по заниженным ценам (речь о Дельте), настаивал на штрафах и санкциях - причем в тот период, когда финансовое положение канадцев было неважным после стольких лет серьезных инвестиций в новые проекты. Вероятно за этим могло последовать предложение о покупке Боингом всей компании или ее части. Но ярд баксов подкинуло региональное пр-во Квебека (там основные производственные мощности и работники Бомбардье) и треть от этого - федеральное пр-во Канады (хотя у них просили тоже ярд!), потом, почувствовав возможность в процесс вошел европейский Эрбас - соглашение о том, что они возьмут 50,1% в проекте CS серии было достигнуто прошлой осенью и вступило в силу 1 июля 2018 г. - вот и новый самолет появился! Т.е. "французы" через океан проще договорились, чем соседи североамериканцы
У самого Эрбаса в этом сегменте была неудача с А318 (всего 80 самолетов поставлено, последний в 2015 г., для нормальной авиастроительной компании 80 - это неудача), а А319, все-таки крупнее и дальнобойнее, чем СS300/F220, так что цепочка логически удлиннилась.
Для нас это означает, что в нишу Суперджета (доля импортных комплектующих ок. 70%, каждый самолет и каждый выпущенный на "СП" с французами двигатель SaM146 приносят УБЫТОК, принятая недавно программа "русификации" имеет оч. ограниченный характер и к изменению фин.показателей НЕ приведет, это уже не говоря о том сколько денег на сам проект было "угрохано" с самого начала) с А220-100 приходит оч. серьезный игрок. Вполне вероятно наиболее логичным будет выход на региональный рынок, через какое-то время - после успеха МС-21 - его сильно уменьшенного варианта, а линию С-джетов - прекратить, в конце концов, положительное в проекте было - восстановлены цепочки кооперации, заполнены квалифицированными специалистами рабочие места и т.п.
Для самого МС-21 (в к-ром тоже много импорта, но, все же, кардинально меньше, чем в Су, о коммерческом результате проекта тут говорить рано) нек-рую конкуренцию может составить А220-300, вместе с линейкой А320neo, естественно...
И это при том, что на данном рынке наш авиапром, вместо концентрации усилий в сложных условиях начал "разбредаться" - Ан-148/158, Ту-334  - а ведь все эти проекты "жрали" время и ресурсы, тогда как конкуренты становились мощнее и нынешняя сделка - из той же серии!
Напомню, что Бомбардье раньше подписал соглашение о "кооперации на рынках" с Иркутом - по МС-21 и с КОМАК - по китайским ARJ21 и С919, но это теперь можно "выбросить в пропасть"
Хотя и с самим МС-21 "нарисовались" проблемы, а на Западе Россию как конкурента на гражданском авиарынке давно не рассматривают - и не видят для нас НИКАКИХ перспектив тут
Ну а что же Боинг? После нек-рого периода "бессильной ярости" переключился на другого игрока на рынке - бразильский Эмбраер, с его самолетами серии Е2 (80-150 пассажиров), создал с бразильянами новое предприятие, куда бразилы внесли 100% своего отделения по гражданским самолетам и их обслуживанию, а Боинг купил 80% акций этого нового предприятия за 3,8 млрд.долл.
Напомню, что бразильская компания на рынке 40-50-местных реактивных регионалов с 90-х годов (поставлено больше 1.200 машин), 70-местных+ - с нач. 0-х, продажи - почти 1.500 самолетов
В качестве "конфетки" бразилам повесили создание СП и по военным самолетам - в первую очередь УТС/легкий штурмовик "Тукано" и средний ВТС КС-390 (у Боинга тут даже меньшая доля - 49%)
Так что появится ли у нас Боинг с каким-нибудь необычным номером (а 797 уже забит на "средний" самолет 220-270 мест) - посмотрим! Напомню, что после поглощения Макдоннел-Дугласа Боинг какое-то время выпускал как Б-717 последышей DC-9 - MD-80/90



Это все, конечно, не значит, что Эрбас и Боинг хотят "зажать в клещи" Суперджет - для это вообще НЕ конкурент! Просто для хоть какой-то конкуренции с такими гигантами нужна целенаправленная и целеустремленная гос.поддержка четко выстроенной компании - пусть это будет некая обновленная ОАК.
А то еще в самом нач. 90-х "приватизаторы" говорили - вот, приватизируетесь и конкурируйте, на здоровье, с западными компаниями - да это же все арвно что в боях без правил бросить на ринг к проф.бойцу грудного ребенка! (ну хорошо, пусть не ребенка - мало ли - чувства проснуться - 10-летнего шалопая)
Так что остается турбовинтовой ATR, непонятная Лонгвью с их конкурентом, японцы и китайцы - у них какие-то азиатские соседи будт по мелочи что-то брать, кроме того есть огромный внутренний рынок


Tags: авиация, экономика
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

promo nosikot may 2, 2015 21:01 161
Buy for 100 tokens
Год назад бандеровские зомби зверски сожгли заживо в доме профосоюзов в Одессе русских людей - официально число жертв 42, но есть данные, что их гораздо больше. В качестве "пехоты" бандеровцы использовали футбольных фанатов - оч. грамотное решение - эту тупую, агрессивную, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments