nosikot (nosikot) wrote,
nosikot
nosikot

Categories:

Соотношение сил на море СССР-США - недавняя, но ушедшая история...



Частично моделирование нормального хода событий кон. 20 - нач. 21 вв (ибо развал СССР/России в 1991 - явно ненормальное явление! Впрочем о его причинах, сути и последствиях я пишу отдельно):

Данная запись - логичное продолжение темы о возможном состоянии нашего флота в случае сохранения России/СССР (начало см. "Авианосцы СССР - наше время", тут: http://nosikot.livejournal.com/688813.html).
Прикину соотношение сил между авианосными ударными группами США и противостоящими им ударными (противоавианосными) силами наших ВМФ, как бы оно сложилось в середине 90-х годов. В узком плане - только АУГ (включая корабли охранения), с одной стороны и подлодки и наши подлодки и крейсера с ПКР ОН + морская ракетоносная авиация - с другой. Без включения в "уравнение" базовой патрульной авиации США (не только охотились за нашими ПЛ, но и могли нести ПКР "Гарпун"), Б-52 (28 этих стратегических бомбардировщиков были оборудованы для применения ПКР "Гарпун"), противокорабельных вариантов КР БД "Томагавк" (весьма сомнительной боевой ценности, в этом качестве), многоцелевых АПЛ - с обоих сторон, кораблей других членов НАТО, самолетов ДА ВВС (к-рые так же могли работать "по морю" с Х-22) и т.д. и т.п. - иначе это бесконечная история! Возьму только узкий срез - оценка потенциалов, ни в коем случае не моделирование военного конфликта между Россией/СССР и США - к-рый понятно к чему бы привел - тут было бы не до авианосцев...
Да, ну и система МКРЦ "Легенда" предполагается функционирующей в полном составе!
Итак:
К началу 1992 года США располагали 15 авианосцами (за вычетом учебного "Лексингтон" это были: "Мидуэй", 8 типа "Форрестол" и "Форрестол+", "Энтерпрайз" и 5 типа "Нимиц"), к 1995-96 гг в нашей убогой реальности вошел в строй еще 1 корабль типа "Нимиц", были списаны "Мидуэй" и 3 корабля типа "Форрестол", т.е. всего 12 кораблей (примерно этот уровень они стараются поддерживать и сейчас - 11 авианосцев, но, похоже, цифра скоро упадет до 10...). В случае сохранения России/СССР "Мидуэй" и "Рэйнджер" (не прошел модернизацию по программе SLEP) пришлось бы все равно списать, но "Форрестол" и "Саратога" могли бы еще послужить - было бы 14 авианосцев!


Американский авианосец "Форрестол" (59-й) - первый, построенный после 2-й МВ, модернизированный по программе SLEP в 1983-85гг (в т.ч. установлены ЗРК "Си Cпарроу", всего на корабле их 3 + 3 ЗАУ 6х20-мм "Вулкан")

ДАЛЕЕ:



Обычно в охранении американского авианосца находились 1-2 крейсера (в это время обычно типа "Тикондерога", возьмем 1 с ВПУ - их больше), 2 эсминца (возьмем 1 типа "Спрюэнс" и 1 типа "Бёрк", 1-й серии - их уже было достаточно к середине 90-х, но лишь 1 в начале 1992, тогда было бы 2 "Спрюэнса"), иногда 1 фрегат (типа "Перри", не будем брать) и 1 АПЛ (сейчас не интересует).
Сейчас в АУГ входят 1 крейсер типа "Тикондерога" и 2 эсминца типа "Бёрк"


Головной эсминец типа "Орли Бёрк" - вертолета постоянного базирования на борту нет (но сейчас это нас не интересует!)

Итак, у американцев типовая АУГ - 1 авианосец (с авиагруппой!), 1 крейсер и 2 эсминца,
А что у нас?
Надводные корабли, ракетные и авианесущие крейсера:
- 2 пр. 58 ("Адмирал Фокин" и "Адмирал Головко"), на каждом 8 ПКР ОН П-35 (с перезарядкой еще 8, дальность более 350км, стартовая масса 4,5т, БЧ ок. 900кг или ядерная, скорость полета 1,5М)
- 1 пр. 1134 ("Адмирал Зозуля", формально - БПК), 4 ПРК ОН П-35


Пуск ПРК П-35 с ракетного крейсера "Грозный" в Атлантическом океане

- 3 пр. 1164 ("Слава" - в ремонте, считаем в строю - аиериканские авианосцы тоже проходили регулярные ремонты, по 2 года, "Адмирал Лобов" и Червона Украина"), на каждом 16 ПКР ОН П-500/1000 "Базальт"/"Вулкан" (стартовая масса 4,8/5,1т, дальность ок. 550/700км, БЧ 500кг или ядерная, скорость полета 2-2,5М)
- 2 пр. 11442 ("Фрунзе" и "Калинин", "Киров" после аварии 1990г. находился в резерве, не учитываем), на каждом 20 ПКР ОН П-700 "Гранит" (стартовая масса 7т, дальность ок. 600км, БЧ 750кг или ядерная, скорость полета 1,5-2,5М)


Пуск ПКР "Гранит" с тяжелого атомного ракетного крейсера "Пётр Великий" (бывш. "Юрий Андропов")

- 3 пр. 1143/1143М ("Киев" в резерве - необходима замена котлов, "Минск" в ожидании ремонта, Новороссийск") на каждом - 8 ПКР ОН П-500 "Базальт" (+8 перезарядка)
- 1 пр. 11434 ("Баку"), 12 ПКР ОН П-500 "Базальт"
- 1 пр. 11435 ("Адмирал Кузнецов"), 12 ПКР ОН П-700 "Гранит"


ПУ ПКР "Базальт" на ТАКР "Баку"

Итого: 13 надводных кораблей с 20 ПКР П-35, 84 П-500/1000 и 52 П-700 в одном залпе (без перезарядки) - в среднем 12 ПКР на корабль (чуть меньше на один авианосец)
К середине 90-х ситуация бы изменилась - войдут в строй "Адмирал Лобов" (пр. 1164), "Юрий Андропов" (пр. 1144, надеюсь имя бы сменили!), "Варяг" (пр. 11436), возможно удалось бы вернуть в строй "Киров", будут списаны корабли пр. 58 и 1134, в итоге мы имеем 14 кораблей со 100 ПКР П-500/1000 и 104 П-700 - в среднем по одному кораблю на американскую АУГ и по 14,5 ПКР ОН на корабль...
Сейчас у нас в строю "Пётр Великий" (бывш. "Юрий Андропов"), "Адмирал Кузнецов" и те же 3 крейсера пр. 1164 - те. 80 ПКР ОН в залпе. Идут неясные разговоры о модернизации и возврате в строй 1-2-3 (!) тяжелых атомных крейсеров пр. 1144...


Недостроенный ракетный крейсер "Адмирал Лобов" в Николаеве, планы и разговоры о его достройке неск. лет назад возникли и быстро затухли, правда и продать бандеровцы после 2014 г. никуда его не смогли - он излишен для любого флота сейчас, кроме нашего...

Подводные лодки:
- 5 ДЭПЛ пр. 651 (Б-124, Б-24, Б-77, Б-67, Б-203), на каждой - 4 ПКР ОН П-6 (аналог П-35)
- 1 АПЛ пр. 675 (Б-131), 8 ПКР ОН П-6
- 3 АПЛ пр. 675МК (К/Б-47, К-57/К/Б-557, К/Б-56), на каждой - 8 ПКР ОН П-500
- 4 АПЛ пр. 675МКВ (К/Б-1, К/Б-22, К/Б-35, К-34/К/Б-134), на каждой - 8 ПКР ОН П-1000
- 8 АПЛ пр. 949/949А (К-525, К-206, К-148, К-173, К-132, К-119, К-410, К-442), на каждой - 24 ПКР ОН П-700


АПЛ пр. 675 К-22 после столкновения с американским фрегатом "Вог" 28.08.1976г. - т.е. могли и поближе подойти...

Итого: 21 ПЛ с 28 ПКР П-6, 24 П-500, 32 П-1000 и 192 П-700 в одном залпе (всего 276 или примерно по 18 на каждый авианосец - делить среднее на каждую ПЛ не стоит, учитывая разницу ударных потенциалов пр. 949 и остальных).
К середине 90-х картина бы изменилась - в строй войдут еще как минимум 6 АПЛ пр. 949А (и строительство будет продолжаться!), лодки старых проектов будут выведены из состава флота. Мы получим по одной АПЛ пр. 949/949А на каждый американский авианосец - или 24 ПКР П-700...
Сейчас в составе ВМФ, формально, находится 8 АПЛ пр. 949А, но примерно половина из них в резерве/ожидании ремонта и модернизации, с неясными перспективами (то же можно сказать и о недостронном "Белгороде")...


АПЛ К-410 "Смоленск" пр. 949А

Морская ракетоносная авиация:
К концу 1991г.-началу 1992г. мы имели 12 авиаполков (как правило 2 эскадрильи ракетоносцев - примерно 20 машин и 3-я - самолетов РЭБ), включая и 540-й инструкторско-исследовательский авиаполк ЦБП и ПЛС практически двойного состава.
В их числе 2 полка на Ту-16к-10-26 (Ту-16 были в 540-м МРАП), каждый мог нести 2 ПКР БД КСР-5 (стартовая масса 3,95т, БЧ ок. 900кг или ядерная, дальность пуска 250-400км, скорость полета 3М) и 1 маловысотную К-10 (стартовая масса 4,5т, БЧ ок. 800кг, дальность пуска более 200км, скорость полета ок. 2М), можно было применять и более старые КСР-2.
Кроме того в 1989-90гг были расформированы (вместо перевооружения на новую технику) 2 авиаполка и 1 эскадрилья Ту-16К - Горбачев и Ко сразу взялись за главную ударную силу флота!
Еще раз напоминаю - в составе ДА ВВС тоже имелись Ту-22М2/3 и Ту-95К, к-рые могли применять Х-22 по морским целям, но мы их не учитываем.


Ту-16К-10-16 с двумя КСР-5 и К-10С (считалось, что одновременное их применение более эффективно)

Остальные МРАП имели на вооружении (помимо самолетов РЭБ) ракетоносцы Ту-22М2 и М3 (170-й и 240-й авиполки передавали свою более новую технику 574-му и 183-му авиаполкам СФ м ТОФ и вновь формируемому авиаполку нового ЦБП и ПЛС - вместо николаевского, а сами расформировывались), к-рые могли нести до 3 ПКР Х-22 (стартовая масса 5,9т, БЧ ок. 900кг или ядерная, дальность пуска до 550км, скорость полета 3,5-4,5М).
Т.е. к концу 1991 г. в строю было примерно 260 самолетов-ракетоносцев, к-рые могли выпустить в одном залпе до 780 (!) тяжелых ПКР большой дальности или 32 ракеты на один авианосец.


Подвеска Х-22 на дальний бомбардировщик ВВС Ту-95К-22

Кроме того необходимо учитывать возможности МРА к быстрой межтеатровой переброске (во время учений "Океан-70", например, одна эскадрилья Ту-16 с СФ перелетела на авиабазу ТОФ и через 33 часа после получения приказа на перелет нанесла удар по условному противнику в 1.600км от нашего побережья, после чего вернулась к месту постоянной дислокации), просто невозможной для ПЛ и НК!
При нормальном развитии событий и продолжении производства ракетоносцев Ту-22М3 к середине 90-х годов мы имеем 14 авиаполков, т.е. по одному на авианосец или по 60 (!) тяжелых ПКР на АУГ
К коонцу "0-х" годов в ВМФ оставалось только 2 МРАП с самолетами Ту-22М3 (120 ПКР), все они переданы ВВС и находятся на вооружении новоизобретенных "авиабаз"...
В планах модернизация 30 Ту-22М3 до варианта М3М (с ракетами Х-32)...


Ту-22М3 с двумя УР Х-22 (одной не хватает до максимума!)

Таким образом мы имеем на рубеже 1991-92гг 62 тяжелых ПКР на одну АУГ, а к середине 90-х этот показатель достигнет СТА тяжелых ПКР большой дальности на одну авианосную ударную группу ВМС США (один ракетный или авианесущий крейсер, одна крейсерская АПЛ с ПКР ОН и один авиаполк ракетоносцев). Ну а затем в строй начали бы вступать атомные авианосцы типа "Ульяновск", к-рые вместе с кораблями пр. 1143.5/6 радикально изменили бы соотношение сил на море...
Сейчас - около 30 (учитывая 6 АПЛ пр. 949А)...
Но что могут противопоставить этому американцы?
Посчитаем:
Сначала авиационный компонент:
В 1991/92
- 20 истребителей F-14 "Томкэт" (каждый несет по 6 УР "в-в" AIM-54 "Феникс", к-рые СПЕЦИАЛЬНО разрабатывались для поражения наших ПКР ОН, с комбинированной активной и пассивной РЛ ГСН, в реальных БД в этом качестве испытать оружие не удалось, мнения противоречивые...)


Истребитель Ф-14 "Томкэт" с дальними УР "в-в" AIM-54 "Феникс"

- 20 многоцелевых истребителей F/A-18 "Хорнет" (каждый может нести пару "Сайдвиндеров" и 4 AIM-7 "Спарроу", но вероятность сбить сверхзвуковую ПКР для них крайне незначительная)
- 6 самолетов РЭБ EA-6В "Проулер" - могут сыграть значительную роль в ослаблении атаки
- 4 самолета ДРЛО ЕА-2С "Хокай" - основной компонет раннего предупреждения АУГ об атаке противника
Итого 120 УР "Феникс"
В середине 90-х
- кол-во "Хорнетов" вырастет вдвое (в основном заменили А-6 "Интрудер"), но на потенциале отражения массированной атаки тяжелых ПКР это никак не скажется; остальное без изменений
Общее кол-во УР не изменилось
Сейчас
- "Томкэты" с их "Фениксами" сняты с вооружения - значит считают, что угроза, для парирования к-рой они создавались,  маловероятна, но смотрим ниже
- 48 "Хорнетов" и "Супер Хорнетов" с новыми РЛС (на некоторых - AN/APG-79 с АФАР) и до 6 УР AIM-120 AMRAAM (нормальная нагрузка - 4, УР с активной РЛ ГСН, создавалась, в т.ч. как более легкая замена "Фениксам") - потенциал отражения атаки значительно возрос
- ЕА-18G "Гроулер" меняют "Проулеры"
- в перспективе "Хокаи" заменят на их новый вариант - E-2D
Итого: до 288 УР AMRAAM


Перспективный американский палубный самолет E-2D "Усовершенствованный Хокай"

Корабельная ПВО:
В 1991/92 гг
- ок. 90 ЗУР "Стандарт" SM-2MR (на крейсере типа "Тикондерога", размещаются в ВПУ вместе с КР БД "Томагавк" и ПЛУР ASROC, в различных комбинациях)
- 40 ЗУР "Си Спарроу" (5 ПУ - 3 на авианосце, 2 на эсминцах типа "Спрюэнс"), в первом залпе, с перезарядкой - 120 ЗУР


Пуск ЗУР "Си Спарроу" с атомного авианосца "Дж.Вашингтон"

- 4 127-мм универсальных АУ (2 на крейсере, по 1 на эсминцах), вероятность поражения ими сверхзвуковых тяжелых ПКР крайне мала
- 9 6х20-мм ЗАУ "Вулкан" (3 на авианосце и по 2 на кораблях эскорта), см. мой комментарий к 127-мм АУ
Итого: примерно 130 ЗУР
В середине 90-х
- кол-во ЗУР "Стандарт" вырастет примерно до 150 (за счет появления эсминца типа "Бёрк")
- "уйдет" одна ПУ "Си Спарроу" (нет одного эсминца типа "Спрюэнс")
Итого: примерно 180 ЗУР


Пуск ЗУР "Стандарт" SM-2MR с американского эсминца "О'Кейн" типа "Бёрк"

Сейчас
- около 210 ЗУР "Стандарт" (второй "Берк"), возможно размещение в каждой шахте ЗУР "Стандарт" 4-х ЗУР "Усовершенствованный Си Спарроу"
- 16 ЗУР "Си Спарроу" (только на авианосце)
- 2х21 ПУ ЗУР RIM-116 (на авианосце, по одной вместо "Си Спарроу" и "Вулкан"), см. мой комментарий к АУ
- 8 ЗАУ "Вулкан"
Итого: может быть больше 300 ЗУР...
Таким образом, общее соотношение потенциалов:
В 1991/92 гг 60 на 250 УР (1 к 4-м - не очень хорошо!)
В середине 90-х годов 100 ПКР на 300 ЗУР (1 к 3-м) - учитывая отрабатывавшиеся массированные атаки АУГ одновременно, с разных направлений, высокие ЛТХ наших ПКР ОН был бы реальный шанс "убить клопа"!
Сейчас 30 ПКР на 600 ЗУР (1 к 20) - миссия невыполнима, ударный потенциал нашего флота, с таким трудом создававшийся народом утрачен!


Представляемый западными "экспертами" план китайской атаки на американскую АУГ (главный участник - баллистическая ПКР DF-21D, о ней тут: http://nosikot.livejournal.com/71470.html)...

ЗАНАВЕС

P.S. По морским ракетоносным авиаполкам сделаю отдельную запись


Tags: бывшСССР, история, флот
Subscribe

Posts from This Journal “бывшСССР” Tag

promo nosikot october 19, 2020 21:01 18
Buy for 100 tokens
Любое спланированное и организованное глобальное социальное явление - а нынешняя "пандемия" (независимо от ее медицинской составляющей!), безусловно, является таковой - должна иметь экономические цели и подоплеку - как и политико-идеологическую составляющую, разумеется. Целью может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments