Для нас Севморпуть - жизненно важный маршрут, через к-рый, в т.ч., осуществляется "северный завоз" для миллионов человек проживающих в Арктике и прилегающих регионах.
В последние годы, для РФ, выросла роль СМП в деле вывоза добытых тут углеводородов и др. сырья
НАТО так же считает Арктику стратегически важным регионом - не только с экономической, но и военной точки зрения...
Так что напомню кое-что:
Из недавнего:
- вспомогательное судно ВМС Франции "Рон" в сентябре 2018 г. - впервые после 2-й Мировой для военных кораблей НЕ России - прошло Северным Морским путем... Судно не вооружено, но ВМС Франции не скрывает, что оно вело по всему маршруту не только океанографические исследования, но и РАЗВЕДКУ с использованием имеющихся на борту техничсеких средств. Одно из наших СМИ утверждает, что французов сопровождал наш ледокол...
- еще в апреле 2018 года адм. П.Цукунфт - командующий береговой охраной США - заявил, что СМП важен для свободы международного судоходства и если придется Штаты обеспечат его силой;
- в 60-е годы корабли ВМС и БО США неоднократно предпринимали попытки пройти по СМП или его части, но все они были пресечены нашим ВМФ и в дальнейшем прекратились
- транзитные перевозки по СМП достигли своего максимума в 2013 г. - до 1,2 млн.т ("71 проходка", ок. 30% общего обьема), но затем снизилась до 0,2 млн.т в прошлом году (28 "проходок"), хотя внутренние (в т.ч. экспортные) перевозки растут и превысили обьем времен СССР - почти до 11 млн.т в 2017 г.; Ожидается дальнейший рост и транзитных и внутренних перевозок, что даст экономические основания для настаивания Запада на свободном доступе к СМП. В то же время предыдущие прогнозы по росту перевозок по СМП не оправдались, а сейчас западные коммерсанты используют новый аспект - мол, увеличение судоходства в Арктике несет угрозу местной экологии и ОТКАЗЫВАЮТСЯ от СМП !
- другие прецеденты в мире, где проливы и узости, находящиеся в пределах терр.войн прибрежных стран открыты для прохода, в т.ч. военных кораблей: Проливы - Черноморские и Балтийские, прол. Корфу, выход из Финского зал. и т.д.; тут, проще говоря, возникает парадокс - чем больше через СМП возят, тем больше желающих там "порулить"!
- в ближайшем будущем РФ планирует ввести ограничения для иностранных судов (в т.ч. и гражданских) по проходу СМП (видимо в рамках толкования 132-ФЗ от 2012 г.)
- в Конституции РФ действует ПРИМАТ международных норм над национальными любого уровня... Это в плане Конвенции ООН "О свободе судоходства" от 1982 г.
- в 90-е наши военные Арктику, в т.ч. зону СМП практически покинули, хотя, надо признать, последние годы для возвращения в нее кое-что делается - в области флота и береговой обороны, ПВО и радиолокационного поля и т.д.
- в этом году немецкий ледокол "Поларштерн" планирует вмезнуть в лед и дрейфовать в Арктике больше года - это впервые для Запада (в составе экспедиции есть и представители РФ)...
Ну и:
- исторически Россия пыталась много раз закрепить за собой особые права на Арктику - царские указы 1616-20 гг, указ Сената 1821 г., распоряжения императора 1869 и 1883 гг., инструкция 1893 г., нота МИД от 4 сентября 1916 г., постановление Президиума ЦИК РФ от 15 апреля 1926 г.; вместе с тем мы, после ВОСР потеряли права на Шпицберген/Грумант (кроме экономических) - и уже в наше время Норвегии была передана часть ИЭЗ России в Баренцевом море, была угроза утраты острова Врангеля
В общем и целом - события вокруг Арктики и наших прав на нее будут развиваться - но не стремительно, причем в случае дальнейшего нашего ослабления риск потерь там многократно возрастет...
Во всяком случае военная активность Запада в Арктике (в т.ч. их АПЛ) только нарастает. Подробности см. тут: https://nosikot.livejournal.com/4613110.html
Journal information