nosikot (nosikot) wrote,
nosikot
nosikot

Categories:

Боевые реактивные самолеты, СПРАВОЧНИК, Британия, Ч. 5 - Современное состояние и перспективы


Бристоль 188 - прототип 60-х годов

Продолжение справочника "Боевые реактивные самолеты".
До этого было:
Швеция - https://nosikot.livejournal.com/5151697.html
Испания - https://nosikot.livejournal.com/5155467.html
Голландия - https://nosikot.livejournal.com/5164219.html
Югославия - https://nosikot.livejournal.com/5168801.html
Польша - https://nosikot.livejournal.com/5165722.html
Румыния - https://nosikot.livejournal.com/5166682.html
Чехия - https://nosikot.livejournal.com/5181353.html
Швейцария - https://nosikot.livejournal.com/5183884.html
Германия, Ч.1 (2-я Мировая) - https://nosikot.livejournal.com/5187299.html
Германия, Ч.2 - https://nosikot.livejournal.com/5213601.html
Италия, Ч.1 - https://nosikot.livejournal.com/5214377.html
Италия, Ч.2 - https://nosikot.livejournal.com/5221515.html
Израиль - https://nosikot.livejournal.com/5223888.html
Лицензионное пр-во в Европе - https://nosikot.livejournal.com/5230731.html
Франция, Часть 1 - https://nosikot.livejournal.com/5237192.html
Франция, Часть 2 - https://nosikot.livejournal.com/5250546.html
Франция, Часть 3 - https://nosikot.livejournal.com/5254946.html
Британия, Часть 1 - https://nosikot.livejournal.com/5264269.html
Британия, Часть 2 - https://nosikot.livejournal.com/5269790.html
Британия, Часть 3 - https://nosikot.livejournal.com/4338814.html
Британия, Часть 4 - https://nosikot.livejournal.com/5272542.html
Продолжим с Британией:

Очередной этап истории британского авиапрома (он продолжается до сих пор) характеризуется тем, что большинство проектов реализуется совместно с другими странами, хотя и в первых рядах - "сил" на самостоятельное развитие авиапрома уже нет - причем и гражданского тоже.

1) Хокер "Харриер"
Этот наверное самый известный британский послевоенный самолет - первый в мире СВВП - поднялся в воздух (прототип) в 1960 году. Двигатель - Роллс-Ройс "Пегасус" с поворотными соплами (когда А.Яковлева укоряли низкими ТТХ Як-38 он парировал - дайте мне двигатель как у "Харриера", будет вам хороший самолет!"). На палубном истребителе "Си Харриер" - РЛС Ферранти "Блю Фокс" или "Блю Виксен". Самолет изначально заинтересовал американцев (точнее - морпехов), но британцы вышли из совместного проекта по созданию "Харриера II" (в 1975 году, вернулись в 1981, но американцы уже были главными - пригласили в проект Испанию и Италию), поэтому американские, испанские и итальянские машины СВВП "2-го поколения" рассматриваются отдельно. Всего в 1963-2003 гг (с перерывами) произведен 471 "Харриер" (включая прототипы, вариант "Кестрел", палубный истребитель, и палубный или наземный штурмовик, а также учебные версии), они поставлялись США (110 самолетов - редкий случай, обозначались AV-8A), Индию (27) и Испанию (14, обозначались "Матадор", поставлялись через США - из-за Гибралтара). Испанские самолеты позже перепроданы в Таиланд. Принимали участие в БД на Фолклендах, в Заливе и Югославии. С вооружения сняты (кроме Индии), британские машины проданы в США на запчасти за бесценок (2011 год).


Скорость до 1.180 км/ч ("Харриер II" - 1.060), макс.взлетный вес 11,4 т (14,1), потолок 15.600м (15.200), вооружение 2 пушки (30-мм, на "Харриер II" - 25-мм, в подвесных контейнерах), до 2,3 т (3,6) бомб, НУРС или УР

2) СЕПЕКАТ "Ягуар"
Этот ударный самолет создан совместно с Францией в 1968 году. 2 двигателя совместной разработки Роллс-Ройс т Турбомека "Адур". Всего в 1973-1999 гг выпущено 392 "Ягуара" (включая лицензионное производство в Индии - 126 самолетов - с морскими, французского варианта). Поставлялся на экспорт в Индию (40 самолетов), Оман (24), Нигерию (18) и Эквадор (12). Продвинуть по лицензии в Японию самолет не удалось - там создали свой вариант. Принимали участие в БД в Заливе, Югославии и Латин.Америке. Носитель ЯО. С вооружения в Британии снят, в Индии модернизируется, с возможной заменой двигателей на американские.


Скорость до 1.700 км/ч, макс.взлетный вес 15,7 т, потолок 14.000м, вооружение 2 пушки (30-мм), до 4,5 т боевой нагрузки, включая УР

3) БАе "Хок"
Этот УБС и легкий штурмовик создан в 1974 году. Двигатель Роллс-Ройс "Адур". Всего с 1976 года выпущено ок. 1000 "Хоков" (в т.ч. по лицензии в США - 223 палубных самолетов, обозначение Т-45, Индии - 103, производство продолжается +20 машин - опцион, Финляндии - 46, Австралии - 21, Швейцарии - 19), производство продолжается и в самой Британии (нынешний вариант - 120+/165) - заказы от Саудовской Аравии, Омана. Поставлялся на экспорт помимо лицензиатов в 12 стран, в т.ч. Индонезию (60 самолетов), Саудовскую Аравию (45, поставка продолжается), ОАЭ (38), ЮАР (24), Канаду (22, обозначение СТ-155). В числе поставленных - 62 одноместных "Хок" 200. Принимал участие в БД малой интенсивности. Состоит на вооружении.


Скорость до 1.030 км/ч, макс.взлетный вес 9,1 т, потолок 13.6 м, вооружение 1 пушка (30-мм в подвесном контейнере), до 3,1 т боевой нагрузки, включая УР

4) Панавиа "Торнадо"
Этот истребитель с изменяемой геометрией крыла был создан совместно с Германией и Италией в 1974 году. 2 двигателя совместно доработанный и выпускаемый вариант британского Роллс-Ройс RB.199. 2 РЛС: британская Декка "72" и лицензионная американская Тексас инструментс (на истребителе - Ферранти "Фоксхантер"). Всего Британия выпустила в 1979-98 гг 529 "Торнадо" в вариантах ударного самолета и истребителя-перехватчика. Поставлялся в Саудовскую Аравию (120 самолетов). Принимали участие в агрессиях в Ираке, Югославии, Афганистане и Ливии. Носитель ЯО. С вооружения снят (в апреле 2019 г.)


Скорость до 2,2М, макс.взлетный вес 28т, потолок 15.200м, вооружение 2 пушки (27-мм, на истребителе - 1), до 12 УР, всего до 9т боевой нагрузки

5) Еврофайтер "Тайфун"
Многоцелевой истребитель создан совместно с Германией, Италией и Испанией в 1994 году (британский прототип ЕАР полетел в 1986 году). 2 двигателя совместной разработки Евроджет EJ200 (создан на базе прототипа Роллс-Ройc). Радар совместный (на базе британских наработок). С 1994 года Британия выпустила 241 "Тайфун", производство продолжается (всего планируется закупить для своих ВВС 160 машин). Поставляются на экспорт в Саудовскую Аравию (общий заказ 72 самолета, все поставлены) и Оман (12 поставлено). Получен заказ от Катара на 24 самолета. Принимали участие в БД в Ливии. Носитель ЯО.


Скорость до 2.500 км/ч, макс.взлетный вес 23,5т, потолок 16.800м, вооружение 1 пушка (27-мм), до 7,5т боевой нагрузки

6) БАе "Таранис"
Прототип полуавтоматического малозаметного ударного БПЛА совершил свой первый полет в прошлом месяце. Данные отрывочны. Требования - разведка и нанесение ударов на большой/межконтинентальной дальности, в т.ч. и без вмешательства операторов (т.е. робот-убийца или шаг к нему). Двигатель Роллс-Ройс "Адур".
Скорость н/д (дозвуковая), макс.взлетный вес 8,0 т, потолок н/д, вооружение в двух бомбоотсеках

Разработка перспективного истребителя очевидно будет вестись совместно с зарубежными партнерами и тут 2 варианта - либо "европейский путь" - вместе с Германией и Францией (+ Швеция, Италия, Испания), либо - за океан, в качестве младшего партнера...

Проект "ТЕМПЕСТ" - не более, чем демонстрация готовности к переговорам




EAP - британский прототип Еврофайтера, взлетевший почти на 10 лет раньше

Т.о. за 70 лет ( с 1943 года) британский авиапром выпустил всего более 18.300 боевых реактивных самолетов (т.е. больше, чем Франция, Германия, Италия, Швеция и Испания вместе взятые!). Конечно от поколения к поколению техника усложнялась, дорожала, серийность падала, а конкуренция на рынке росла. Британия, для себя, нашла выход в международном сотрудничестве (с США, Францией, Германией, Италией и даже Испанией). У себя лицензионное пр-во самолетов иностранной конструкции не организовывалось В свою очередь британские самолеты производились по лицензии во многих странах, вкл. США, Францию и Индию.
P.S. Прежде чем перейти к Азии попробую составить по Европе общую супертаблицу. Пока скажу лишь, что Европа и Средиземноморье всего выпустили ок. 40.000 боевых реактивных самолетов собственной конструкции и еще 8.000 самолетов "внешней" разработки произвели по лицензии.
Tags: авиация, история, справочники
Subscribe

Posts from This Journal “справочники” Tag

promo nosikot may 2, 2015 21:01 163
Buy for 100 tokens
Год назад бандеровские зомби зверски сожгли заживо в доме профосоюзов в Одессе русских людей - официально число жертв 42, но есть данные, что их гораздо больше. В качестве "пехоты" бандеровцы использовали футбольных фанатов - оч. грамотное решение - эту тупую, агрессивную, но…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments