
Малайская подлодка "Т.А.Рахман" типа "Скорпен" - последняя построенная во Франции на экспорт - сдана заказчику в январе 2009 г. (вторая однотипная строилась в Испании с участием французской кооперации и вступила в строй примерно через год)

ПЛАРБ "Террибль" типа "Триомфан" - последняя ПЛ построенная во Франции для своего флота - формально вошла в строй осенью 2010 г., но корабль был готов уже в 2009 г. - задержка была за ракетчиками с их новой БРПЛ М51
Посмотрим почему и как так вышло:
- да, в настоящее время Франция строит для своего флота серию АПЛ типа "Сюффрен" (по проекту "Барракуда") из 6 единиц. Но головной корабль был заложен аж в декабре 2007 г., спущен на воду в июле 2019 г. ("обещают" ввести ПЛ в строй в 2021 г. - после испытаний - темпы вполне "наши"!), еще 2 АПЛ заложены, для остальных создаются заделы. Понятно всегда есть проблемы с финансированием, но "злые языки" утверждают, что французы столкнулись с трудностями при создании реактора для своих новых АПЛ. Эти трудности двух типов: а) организационные - лидер французского "атомпрома" - компания АРЕВА - переживает непростые времена и с 2016 г. проходит через реорганизацию, в ходе к-рой специально образованному гос-вом консорциуму было продано отделение ("Техникатом") по созданию корабельных ЯЭУ; б) технические - в отличии от Британии, получающей по специальному соглашению всю необходимую информацию по области атомных технологий (ЯБЧ, ЯЭУ и т.д.) от США Франция такого доступа не имеет и вынуждена добиваться многого сама (что, впрочем, не исключает эпизодической помощи США в этих с смежных вопросах) - да, им удалось создать до этого несколько типов корабельных реакторов (для ПЛ и АВ "де Голль"), но в случае с "Сюффренами" необходимо было пересмотреть компоновку и МГХ реактора, вдобавок заказчик занялся "волюнтаризмом" - дал "нереальные планы" по шумности установки - просто естественной циркуляции теплоносителя в 1-м контуре оказалось недостаточно (хотя это и дало впечатляющие результаты, продемонстрированные американам в ходе совместных учений)... "Говорят" ТЗ в полном обьеме так и не было выполнено - но стр-во АПЛ продолжилось...
- Франция добилась впечатляющих успехов на внешнем рынке ПЛ - а) Индия строит у себя по лицензии 6 ПЛ типа "Скорпен"/"Кальвари" - 2 в строю, 2 на испытаниях, 1 спущена на воду; б) Бразилия строит у себя 4 ПЛ типа "Скорпен" - 1 на испытаниях, 1 спущена на воду (+ Франция помогает Бразилии в постройке первой АПЛ); в) Франция выиграла австралийский конкурс на постройку там 12 ПЛ "нового поколения" (будут созданы на базе неатомной версии "Сюффрен" - готовность тех.проекта к кон. 2021 г.). Но это все лицензии - да, в рамках данных соглашений французская "оборонка" участвует в кооперации, но целиком корабль с начала до конца не строит! Вдобавок потеряна Испания как партнер в подотрасли (с кон. 60-х годов!) - она теперь пытается строить, "с грехом пополам" и иностранной помощью ПЛ своего типа - S-80, выйдя и из проекта "Скорпен"
А ведь раньше французское кораблестроение выпускало ПЛ - конечно не "как сосиски", но в товарном кол-ве:
(годы по вводу в строй):
- 1957-68 гг (11 лет) - 22 ДЭПЛ (вкл. опытовую ракетную "Жимнот", 6 типа "Нарвал", 4 "Аретьюз" и 11 типа "Дафне", в т.ч. 2 последних - на экспорт); до этого - в кон. 40-х-нач. 50-х были достроены (с изменениями в проекте) заложенные в кон. 30-х 5 ПЛ типа "Креол"; 2 ПЛ типа "Дафне" были потеряны в 1968 и 1970 гг по до конца не выясненным причинам
- 1969-78 гг (10 лет) - 23 ПЛ (вкл. 5 ПЛАРБ типа "Редутабль" и 4 ДЭПЛ типа "Агоста" для своего флота и 14 ДЭПЛ типа "Дафне", в т.ч. 8 - на экспорт и 4 построенных в Испании по лицензии)
- 1979-88 гг (10 лет) - 11 ПЛ (вкл. ПЛАРБ "Инфлексибль", 4 АПЛ типа "Руби", 4 ДЭПЛ типа "Агоста" построенных в Испании по лицензии и еще 2 однотипных на экспорт)
- 1989-98 гг (10 лет) - 3 АПЛ (ПЛАРБ "Триомфан" и 2 АПЛ типа "Аметист" - модернизированный проект "Руби")
- 1999-2008 гг (10 лет) - 6 ПЛ (2 ПЛАРБ типа "Триомфан", 1 ДЭПЛ типа "Агоста" на экспорт + 2 собранных "по лицензии" в Пакистане, 1 ДЭПЛ типа "Скорпен" на экспорт - не считая 1 собранной в Испании)
- 2009-2018 гг (10 лет) - 3 ПЛ (ПЛАРБ "Террибль", ДЭПЛ типа "Скорпен" на экспорт и еще одна построенная по лицензии в Индии - не считая 1 собранной в Испании)
ВСЕГО - 69 ПЛ (16 АПЛ и 26 ДЭПЛ для своего флота, 15 ДЭПЛ на экспорт и 12 построенных по лицензии, не считая 5 достроенных довоенной закладки) примерно за 60 лет, но за последние 12 лет у себя на верфях - НИ ОДНОЙ !!!
Смотрим этот год - французы обещают "подвижки"
Предыдущие главы справочника/статьи энциклопедии по подводным флотам стран мира:
Соотношение сил РФ, Китая и НАТО по ПЛ - https://nosikot.livejournal.com/4296580.html
Израиль - https://nosikot.livejournal.com/4162089.html
Индонезия - http://nosikot.livejournal.com/4150317.html (с общей историей флота страны!)
ПЛАРБ Запада - http://nosikot.livejournal.com/3885631.html
Cингапур - https://nosikot.livejournal.com/4377402.html
Бенгалия - https://nosikot.livejournal.com/4390721.html ( полная история ДЭПЛ пр. 633)
Индия - https://nosikot.livejournal.com/4643333.html
Пакистан - https://nosikot.livejournal.com/4647079.html
ЮАР - https://nosikot.livejournal.com/4668084.html
АПЛ Индии - https://nosikot.livejournal.com/4949602.html
Азиатские НАПЛ - https://nosikot.livejournal.com/4979436.html
Все ПЛ Китая - https://nosikot.livejournal.com/4984721.html
Таиланд - https://nosikot.livejournal.com/4995582.html
Израиль - https://nosikot.livejournal.com/5092554.html
Колумбия и Венесуэла - https://nosikot.livejournal.com/5273554.html
Нидерланды - https://nosikot.livejournal.com/5282036.html
Cингапур - https://nosikot.livejournal.com/5311278.html
Германия (послевоенное подводное кораблестроение) - https://nosikot.livejournal.com/5454161.html
Россия - на 1-м месте по строительству ПЛ - https://nosikot.livejournal.com/5447373.html
Иран - https://nosikot.livejournal.com/5469251.html
Кто еще строит подлодки в мире - https://nosikot.livejournal.com/5474260.html
Journal information