nosikot (nosikot) wrote,
nosikot
nosikot

Categories:

Полная история палубной авиации Франции


(Речь пойдет только о послевоенной французской палубной авиации - довоенной и военной ее, можно считать, и нет - и - вертолеты "не вошли".)

После окончания 2-й Мировой войны французский флот находился в плачевном состоянии, чего не скажешь о его авианосной части - в марте 1945 г. в США закончен ремонт и модернизация "Беарна" (правда, он был "заточен" на роль авиатранспорта), в апреле американцы же передали возвращенный британцами эскортный "Битер" (типа "Авенджер"), он переименован французами в "Диксмюд" (с 1950 г. - авиатранспорт), в августе 1946 г. британцы сдали в аренду "Колоссус" (головной своего типа), переименованный в "Арроманш" (в 1951 г. куплен, в 1968 г. модернизирован в вертолетоносец ПЛО) - и всем им нужны были авиагруппы! Вдобавок после падения Франции в 1940 г. было ясно, что колонии она долго не удержит - африканцы и азиаты не желали подчинятся неудачникам - но лягушатники попытались их удержать силой.
В общем - французам нужны были палубные самолеты!


Предвоенный французский палубный пикирующий бомбардировщик LN401 - с авианосцев никогда не летал (равно как и "Беарн", для авиагруппы к-рого он создавался не использовался как авианосец во время войны...)

Начали с поставок поршневых самолетов военного времени союзниками:

- 32 ПБ "Донтлесс"
- 95 И "Сифайр" (палубный вариант "Спитфайра")
- 50 И "Хеллкэт"
- 110 "Хеллдайвер"
- 100 ТБ "Эвенджер"
- 158 ИБ "Корсар" (часть "из наличия", а новые - одни из последних серийно выпущенных "Корсаров" в 1952-53 гг)


В нач. 50-х Штаты передали французам 2 легких авианосца типа "Индепенденс" - "Лэнгли" (1951 г.) и "Белью Вуд" (1953 г., поддерживали войну в Индокитае), они стали "Лафайетом" (возвращен США в 1963 г.) и "Буа Белью" (вернули в 1960 г.)

Ну а потом - в сер. 50-х - началась реактивная эра - с лицензионных "Си Веном" - во Франции "Аквилон"

Их поставили 122 ед., но не все из них - в палубном варианте
Причем сняли с вооружения "Аквилоны" одновременно с "Эвенджерами" и "Корсарами" - в сер. 60-х

Со вступлением в строй французских авианосцев - "Клемансо" (1961 г., списан в 1997 г.)) и "Фош" (1963 г., продан Бразилии в 2000 г., о нем - https://nosikot.livejournal.com/4489519.html) Дассо сделала и палубный истребитель-бомбардировщик - "Этандар" IV

первый полет еще в 50-е годы, произведено в 60-е 90 самолетов, в б/д в Ливане и против сербов участвовали самолеты-разведчики - модификация "Р", с вооружения сняты в 90-е

Но как истребители они не годились и в Штатах в сер. 60-х купили 42 F-8 "Крусейдер"

(у хозяев в гостях)

"Крусейдеры" тоже списали в 90-е

Развитие "Этандара" - "Супер Этандар" - продержался на вооружении до прошлого года

"Супер Этандар" совершил первый полет в 1974 году, в 1978-83 гг выпущено 85 таких самолетов.
В составе ВМС Франции участвовали в б/д в Ливане, Югославии, Афганистане, Ливии и последний раз - этой зимой - против ИГИЛ.
Ирак арендовал у Франции 5 самолетов, они участвовали в б/д против Ирана (1 потерян, остальные вернули).
Но самую большую известность самолет приобрел из-за эффективного участия в Фолклендской войне в составе ВМС Аргентины (вылеты производились с наземных а/б) - страна закупила во Франции 14 таких самолетов, но к началу конфликта было поставлено лишь 5 самолетов (4 боеготовых) и 5 ПКР "Экзосет" - все были использованы против британцев, в результате их атак потоплен транспорт "Атлантик конвейер" и эсминец "Шеффилд" (затоплен самими британцами) - подробнее тут: http://nosikot.livejournal.com/1402416.html

Сейчас у французов единственный авианосец - атомный "де Голль" (вступил в строй в 2001 г.), следующий его не дополнит, а только сменит
Для него и создали палубный вариант "Рафаля" - М - заказано 60 самолетов, 3/4 поставлено, оставшихся придется ждать долго - "зеленый свет" дан экспортным поставкам.
Масса пустого - на 500 кг больше "сухопутного варианта", единственный неамериканский самолет "сертифицированный" для полетов с авианосцев ВМС США


Кроме того в составе авиагрупп были турбовинтовые противолодочные "Ализе"

Всего их произведено 89 ед., 14 поставлены Индии, сняты с вооружения в 2000 г.

и самолеты ДРЛОиУ "Хокай" Е-2С

Штаты поставили 3 самолета, сейчас французы закупают новый вариант D...

Большинство из этих самолетов принимали участие в б/д в странах 3-го мира (или в Югославии), но не всегда с палуб авианосцев.


Tags: авиация, история, справочники, флот
Subscribe

Posts from This Journal “справочники” Tag

promo nosikot октябрь 19, 21:01 18
Buy for 100 tokens
Любое спланированное и организованное глобальное социальное явление - а нынешняя "пандемия" (независимо от ее медицинской составляющей!), безусловно, является таковой - должна иметь экономические цели и подоплеку - как и политико-идеологическую составляющую, разумеется. Целью может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments