nosikot (nosikot) wrote,
nosikot
nosikot

Category:

Немцы хотели всё свое люфтваффе сделать вертикально взлетающей. История СВВП



Поддавший нек-рой тенденции в авиационной моде 60-70-х годов авианачальство Германии задумало всю свою боевую авиацию перевести на такие машины -

в разработке находились сразу два проекта:
- прототип VAK-191 (на фото вверху) - как будущий легкий сверхзвуковой (!) ИБ на замену G.91. Первый полет в сентябре 1971 г, а в 1975 г программу закрыли (выпущено 3 самолета). Схема - комбинация подьемно-маршевого и подьемных двигателей



- VJ101 - сверхзвуковой многоцелевой легкий истребитель на замену F-104 (о нем тут - https://nosikot.livejournal.com/5963207.html). Первый полет - апрель 1963, программа закрыта в 1968 г. Схема "хлеще" - конвертоплан (!) с подьемными двигателями (их всего 6 - !). Собрано 2 прототипа




Вслед за этим немцы "плюнули" на направление и закупили "Торнадо" с "Фантомами" (как легкие штурмовики стали использовать УБС "Альфа Джет")

Ну а СВВП/СКВВП прижились, конечно, на флоте - на легких авианосцах Испании, Индии, Италии, Таиланда и Британии, а так же УДК США - "Харриеры" и у нас - Як-38
На суше - только у Британии (в качестве штурмовиков передового базирования для поддержки Британской Рейнской армии в Германии - видимо этио и стало примером для немцев), хотя, само собой КМП США тоже планировал свои "Харриеры" использовать не только с палубы - пёс ведь знает будут аэродромы на плацдарме после высадки десанта или нет...
Кроме того для флота британцы сделали настоящий истребитель с неплохой БРЛС - "Си Харриер", остальные варианты - чисто ударные (наш - самый убогий и это при том, что флоту то нужно было именно прикрытие с воздуха)
О "Харриерах" тут: https://nosikot.livejournal.com/7197725.html
Французы тоже пробовали себя на этом направлении и тоже плюнули
Американцы прекратили свои опыты, перекупили у британцев проект "Харриера" и доработали его - получился приемлемый легкий штурмовик (в варианте II+ на самолет установили БРЛС - он смог нести УР "в-в" СД, т.е. стал многоцелевым истребителем)
Схема только с подьемно маршевыми  двигателями использовалась на "Харриере" (один "Пегасус" ...) и на нашем Як-36 (2 Р-27), остальные таскали на себе еще и подьемные

Наши, осознавая недостатки Як-38 (сам Яковлев в ответ на критику своего прототипа Як-36 и серийного Як-38 отвечал - "дайте мне движок от Роллс-Ройса - и будет вам хороший самолет!") продолжили работы в виде Як-141, а затем - Як-43 и Як-201, наработки к-рых, "говорят", и взяли американе да и воплотили в своем F-35В - схема с подьемно-маршевым двигателем и механическим приводом подьемного вентилятора (тоже, конечно, не оптимальная)

Сейчас американе в этой области - монополисты и даже британцы берут у них 35-е для себя (равно как и нек-рые другие страны - Япония, Италия, Юж.Корея, потенциально - Испания, Турция, Индия и т.д.)
Китай пока "молчит", как, разумеется и мы...

Всего было построено (не считая опытных моделей и прототипов):
- ок. 900 "Харриеров" (40% - американский вариант, они останутся на вооружении до кон. 20-х годов, британские сняты с вооружения в 2011 г)
- 230+ Як-38
- ок. 100 F-35B




Tags: авиация, история, справочники
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

promo nosikot october 19, 21:01 18
Buy for 100 tokens
Любое спланированное и организованное глобальное социальное явление - а нынешняя "пандемия" (независимо от ее медицинской составляющей!), безусловно, является таковой - должна иметь экономические цели и подоплеку - как и политико-идеологическую составляющую, разумеется. Целью может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “авиация” Tag